11 февраля под председательством президента Ильхама Алиева состоялось совещание, посвященное единому плану действий под названием «Новая цифровая архитектура Азербайджана». Начнем сразу с главного. Если попытаться увидеть то, что скрывается за таким сложным и даже научным названием данного совещания, то мы сможем увидеть намерение государства в ближайшем будущем отказаться от сложных бюрократических лабиринтов. Принципиально важно понимать, что данная задача требует не только новых функциональных навыков, но и формирования в сознании сотрудников нового содержания рабочего мышления. Вот отчасти почему в данном направлении одними только указами и распоряжениями сложно добиться устойчивых результатов.
Президент в своем выступлении подчеркнул, что вопросы, связанные с цифровым развитием, во многом определяют характер будущего развития государства в целом. Таким образом, вопрос цифрового развития приобретает стратегический статус. Более того, глава государства цифровой прогресс определяет как фактор устойчивого развития: «Поэтому наши инициативы в области цифровизации, искусственного интеллекта, создания дата-центров должны обеспечивать долгосрочное, устойчивое развитие нашей страны». Не побоюсь сказать, что подобное видение вопроса следует расценивать как фундаментальный вклад в стратегию развития страны.
Конечно, процесс формирования новых функциональных навыков является важной задачей, но эти навыки необходимы всего лишь для выполнения «шаблонных» задач. Да, подобные функции позволят не отставать от тенденций, но быть гарантом развития они не могут. Необходимо также признаться, что большая часть рабочего персонала конкретных структур как раз и привлечена к процессу реализации так называемых «шаблонных» функций. Кстати, именно поэтому на Западе, мягко говоря, уже достаточно давно такие понятия, как «академические знания» и «функциональные знания», различают друг от друга. «Функциональные знания» не носят содержательного смысла, они необходимы всего лишь для выполнения «шаблонных» задач. Здесь есть стандартный алгоритм работы, и у сотрудника практически нет необходимости «думать» — вместо него это делают готовые цифровые решения.
Абсолютно не случайно, что глава государства во время совещания коснулся данного вопроса также и в контексте образования: «Разумеется, необходимо внести определенные изменения и в учебные программы, чтобы привить базовые знания учащимся средних школ». Иными словами, у каждого гражданина вне зависимости от его сферы деятельности должны быть минимальные знания о цифровых решениях, которые предлагаются населению посредством различных электронных приложений. Образно говоря, ровно так, как многие государства в начале прошлого столетия начали вести тотальную борьбу с безграмотностью, так и сейчас современные правительства инициируют процесс развития массовой «цифровой грамотности». История повторяется. Поэтому для того, чтобы не повторять прошлые ошибки, необходимо иметь свой путь развития. Вот почему президент Ильхам Алиев непосредственно сам инициирует и контролирует данный процесс.
Президент в своем выступлении дал четко понять, что применение искусственного интеллекта в государственных учреждениях должно получить широкий размах. Таким образом, глава государства не просто инициирует функциональную модернизацию работы госучреждений, но и делает эту модернизацию обязательным условием работы. Данная задача требует «форматирования» не только новых функциональных навыков, но и формирования новых рабочих парадигм в сознании сотрудников. Рискнем предположить, что именно в данном моменте как раз и скрывается самая сложная задача, которая стоит перед госаппаратом.
Следует признать, что сам термин «цифровая архитектура» скорее имеет научное содержание. Поэтому без аналитики и научных разработок в данном направлении добиться серьезных результатов весьма сложно. Любые цифровые решения должны отражать в себе ментальные особенности. Только в таком случае они могут стать частью повседневного рабочего сознания гражданина. Нельзя забывать, что в любом случае и при любых цифровых алгоритмах конечное решение в системе управления принимает непосредственно сам человек.
Любые готовые решения, предлагаемые искусственным интеллектом, следует проверять. Сбои в алгоритмах работы искусственного интеллекта являются простой обыденностью. У искусственного интеллекта нет моральных ограничителей. В качестве результата проделанной работы он может дать любую информацию, которую считает подходящей. Напомним, что в реальной жизни данный подход считается безответственностью. Картину можно представить еще мрачнее, если учесть, что человек добровольно отдает преимущество искусственному интеллекту, чтобы избавиться от ответственности за ошибки. Вот тогда сбой в системе управления будет всего лишь вопросом времени. Поэтому из-за боязни ответственности некоторых должностных лиц, видимо, действительно президенту приходится практически все нововведения инициировать самому.










