Казахстан вступает в этап глубокой конституционной трансформации, заявляя об отказе от суперпрезидентской модели и переходе к формуле «сильный президент — влиятельный парламент — подотчетное правительство». Minval Politika обсудил с экспертом, что на практике означает эта перестройка политической системы, усиливается ли реальная роль парламента и становится ли власть менее персонализированной, а также то, как новые нормы повлияют на баланс институтов и отношения государства с обществом. На наши вопросы ответил политолог из Казахстана, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев.
— Что в практическом плане означает отказ Казахстана от суперпрезидентской модели?
— Главным образом это означает институционализацию механизмов преемственности и перераспределение ролей между ключевыми органами власти при сохранении сильного института президента. Сохраняется семилетний однократный срок полномочий, что исключает «обнуление» и закрепляет принцип неперсонифицированной власти. Вводится должность вице-президента для делегирования части полномочий и обеспечения стабильности в случае досрочного прекращения полномочий главы государства. Одновременно вводятся конкретные основания для роспуска парламента — Курултая, а сам он получает полномочия по объявлению досрочных президентских выборов.
Таким образом, демонтаж суперпрезидентской модели выражается не в ослаблении президента, а в формализации правил и усилении роли институтов.
— Насколько формула «сильный президент — влиятельный парламент — подотчетное правительство» меняет саму политическую систему?
— В рамках проводимой сейчас в Казахстане конституционной реформы формула отражает переход от персоналистской модели к институциональной, но без отказа от президентской республики. В частности, сохраняются и даже расширяются кадровые полномочия президента, включая назначение вице-президента, председателя Верховного суда и уполномоченного по правам человека. Вместе с тем Курултай получает согласовательные функции и участие в формировании ряда органов. Так что смысл изменений заключается в том, чтобы в вопросах функционирования и преемственности власти ключевую роль играли бы не столько конкретные персоны, сколько ведущие институты государственной власти. Это и есть системное изменение архитектуры, а не просто корректировка формулировок.
— За счет каких полномочий парламент становится более влиятельным? Можно ли говорить об усилении контрольной функции?
— Влияние Курултая усилится главным образом за счет перехода к нему функций и полномочий палат действующего парламента, а также согласования назначения вице-президента и права объявления президентских выборов при досрочном прекращении полномочий главы государства. Однако говорить о существенном усилении его контрольной функции преждевременно, поскольку президент и правительство сохраняют значительный объем своих действующих полномочий. Речь идет, скорее, о повышении политической значимости парламента, чем о его доминировании.
— Как конституционная реформа отразится на отношениях власти и общества?
— Прежде всего, повышен конституционный статус народа Казахстана, признанного не только единственным источником государственной власти, но и носителем суверенитета страны. Проект новой Конституции РК также усиливает социальную и правовую составляющую государства. В частности, вводится право граждан на возмещение вреда от незаконных действий госорганов; неприкосновенность жилища гарантируется исключительно судебным решением; права граждан на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; социальная защита и отдых будут не просто признаны, а гарантированы государством посредством соответствующих законов; закрепляются положения о развитии культуры, науки и образования; вводится экологическая ответственность собственников.
Кроме того, подчеркиваются единство народа, обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, сохраняется языковой паритет. Думаю, что эти и другие положения нового Основного закона будут положительно восприняты среди значительной части казахстанцев. Главное, чтобы граждане не просто приняли к сведению отмеченные выше новшества, а проявляли бы больше активности в осознании и отстаивании своих прав и законных интересов.










