Мадуро — это человек, который фактически провалил социалистическую стратегию Чавеса. У Чавеса за словами стояли конкретные дела — это национализация здравоохранения, жилищная программа, очень серьезные действия, в том числе касательно идеологии. Об этом в беседе с Minval Politika сказал политический обозреватель Роман Газенко, комментируя действия США в Венесуэле, захват президента Николаса Мадуро и российского танкера.
«Дело в том, что Чавес подарил венесуэльскому народу причастность к уникальному социалистическому эксперименту. И надо понимать роль его личности. Уго Чавес — это человек боевой, человек с оружием, он десантник. В Латинской Америке, даже если на руках есть боевая кровь, — это только плюс. Мадуро же, что ни для кого не секрет, находился в тени Чавеса при его жизни. Он так и остался в этой тени, откуда смог немножко выйти только благодаря стратегическому разуму своей жены. Это знает каждый житель Венесуэлы», — сказал эксперт, рассуждая о значимости фигуры последнего венесуэльского лидера.
По словам политолога, ставка на сырьевую доминанту в экономике неизбежно ведет к социальной, политической и экономической деградации: «Свято место пусто не бывает, и оно заполнилось, естественно, наркотрафиком, бандитизмом, коррупцией и, соответственно, обнищанием населения.
«Экономика в полнейшей стагнации, наблюдается инфляция, а также неизбежное снижение жизненного уровня. В итоге богатейшая запасами нефти страна превращается в некую бледную тень проекта Уго Чавеса. Поэтому американцы сделали совершенно четкую ставку на силовую операцию, понимая, что не только элиты венесуэльские, но и основная масса населения за идеалы, которые не подтверждаются делами, воевать не станет», — отметил он.
Говоря об отсутствии решительных действий со стороны венесуэльской армии, Газенко указал на тщательно подготовленную американцами операцию: «Была подкуплена элита, прежде всего военная, и здесь надо сказать, что российская система ПВО С-300 не то чтобы не сработала, она просто не работала».
«Если бы пара американских вертолетов рухнула на Каракас, это было бы определенным психологическим триггером, в том числе и для администрации Трампа», — добавил он.
Поэтому, уверен аналитик, ставка была стопроцентная, элиты бездействовали, армия тоже.
«Американцам не надо было проводить наземную операцию, тем более по американскому законодательству на это требуется согласие конгресса», — пояснил эксперт.
Трамп, подчеркнул политолог, очень сильно рисковал, «у него законодательно есть всего 30 дней на решение экстренного вопроса, после чего его ждет импичмент».
«Поэтому его действия относительно танкера совершенно логичны: если уже сделал первый шаг, то надо продолжать играть в американского ковбоя, где основная масса ядерного электората оценивает все действия в отношении окружения Соединенных Штатов под лозунгом «Bomb it!» Трамп становится заложником этой электоральной массы», — подчеркнул политолог.
Комментируя захват танкера, Газенко обратил внимание на то, что под ударом оказываются не только Бразилия, Китай и Индия, но и другие потребители российской нефти.
«Под ударом оказывается и международное морское право, и страховые компании, которые, конечно, не станут страховать сейчас крупнотоннажные суда, газовозы или нефтеналивные танкеры из-за предсказуемой непредсказуемости. Либо в таком случае увеличивается страховая рента, а это — косвенный удар по Великобритании. Формально нацеливаясь на Китай, Бразилию, Индию и Россию, Трамп недвусмысленно перешел к активным квазивоенным действиям против извечного врага Соединенных Штатов — Великобритании», — уточнил он.
По словам эксперта, на этом США не остановятся.
Отвечая на вопрос о дальнейших шагах Штатов в Западном полушарии, аналитик сказал: «”Доктрина Трампа” предполагает, что все Западное полушарие принадлежит Соединенным Штатам, и там они при нем предполагают действовать так, как им заблагорассудится. Прежде всего под ударом оказывается соседняя Колумбия, в которой предстоят президентские выборы, и в которые Соединенные Штаты обязательно вмешаются, если процесс пойдет не по их сценарию. Там тоже назрела не самая лучшая экономическая ситуация, чем США обязательно попытаются воспользоваться. Ну а дальше на очереди по принципу домино и вся Латинская Америка.
На севере в рамках той же “доктрины”, конечно, будет Гренландия. И Штатам плевать в данном случае на интересы НАТО, тем более прецеденты имеются и даже внутри Альянса существуют неразрешенные конфликты. Трамп ищет любые трещины, чтобы туда вбить свой звездно-полосатый клин».
«Что касается прогноза развития этой ситуации: во-первых, президентский срок Трампа не вечен; во-вторых, предстоящие выборы в Соединенных Штатах резко качнут ситуацию и там, где были определенные опоры у администрации Трампа, а это конгресс, то этих опор уже не будет. Вот здесь следует ожидать как раз истеричной реакции и, скорее всего, игры на обострение», — уверен политолог.
Также собеседник ответил на вопрос о том, насколько могут обостриться отношения между Россией и США на фоне всех этих событий.
«Россия предсказуемо дипломатически попытается решать эти вопросы. В любом случае реагирование никогда не приносит своих плодов, потому что сейчас получается, что попытка вызволить российских моряков из-под действия американского правосудия — это уже фактически работа по вызволению заложников. Придется каким-то образом жертвовать определенными козырями. Это, конечно, не метод, но есть целый коридор возможностей для России. Прежде всего это касается объявления санкций против всех судов и кораблей, которые занимаются поставками вооружения в Украину, и косвенно, скорее всего, будет показательно уничтожено достаточно большое количество бортов при подходе или на причалах Одессы и Николаева», — предположил политобозреватель.
Кроме того, Газенко высказался относительно утверждений ряда экспертов о том, что Кремль и Белый дом могли договориться по Венесуэле с тем, чтобы Трамп больше не вмешивался в ситуацию в Украине.
«Возможно, какие-то попытки были предприняты в Анкоридже. При этом надо осознавать, что Трамп по-хорошему недоговороспособный. Он действует с позиции силы, и если такое и было, то это, конечно, стратегическая ошибка. Не думаю, что Кремль просто так “сдал” Венесуэлу. Скорее всего, Трамп сыграл на опережение», — ответил эксперт.
В этой связи политолог напомнил, что Россия в течение ряда лет, если не больше, то действительно очень серьезно инвестировала в Венесуэлу, «но инвестиции, которые касались индустриального комплекса, в частности завода по производству автобусов, шли вразрез с политикой Мадуро, который делал ставку исключительно на сырьевую экономику».
«Причем на экономику нефтяную, которая завязана исключительно на Соединенных Штатах, потому что тяжелая венесуэльская нефть, сколько бы ее не было там в мировой пропорции, никому, кроме специализированных заводов на юге США, по сути, не нужна. Там все технологии отработаны на то, чтобы очищать эту нефть от избытков серы», — объяснил Газенко.
При этом он подчеркнул, что косвенным подтверждением тому является то, что мировые котировки на нефть данное событие практически не качнуло. Что касается хода переговоров по Украине, собеседник считает, что прямого влияния данная ситуация на них не окажет.
«Фактически сейчас переговорный процесс и без того заблокирован, поэтому прямого влияния это не окажет. Россия получила дополнительные шансы на обнуление возможных обещаний насчет позиционных уступок по переговорам после этого события. Все вернулось в русло военного решения для России. И как уже было заявлено, основным аргументом является действие российских войск на поле боя», — заключил Газенко.










