Инициатива России примкнуть к формату консультативных встреч глав государств Центральной Азии и Азербайджана исходит из стремления Москвы контролировать ситуацию в регионе. Такое мнение в беседе с Minval Politika выразил политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков, комментируя заявление первого секретаря посольства РФ в Таджикистане Алексея Зенько, который высказался о целесообразности рассмотреть возможность присоединения России к данному проекту.
По словам российского дипломата, Москва «с большим интересом наблюдает» за формированием «центральноазиатской пятёрки» и решением подключить к встречам Азербайджан. При этом Зенько указал на «географическую и историческую близость» России к региону, а также заявил, что подключение РФ могло бы «укрепить координацию», «способствовать интеграции» и создать «более инклюзивную архитектуру безопасности».
«Такое заявление из России – свидетельство того, что Кремль не хочет оставлять без надзора или своего присутствия какие-либо форматы, совещания и встречи центральноазиатских государств, тем более с участием Азербайджана», — уверен Мусабеков.
В этой связи он напомнил о других форматах, в рамках которых, по его словам, российская сторона может пообщаться с республиками центральноазиатского региона.
«Если России есть о чем поговорить с государствами Центральной Азии, то напомню, что они практически все, за исключением Туркменистана, входят в Шанхайскую организацию сотрудничества. Вот там и общайтесь, ради бога. Кроме того, без Узбекистана и Туркменистана центральноазиатские государства входят в ЕАЭС, также есть ОДКБ – общайтесь в рамках данных форматов», — сказал депутат.
Кроме того, по словам политолога, «существует формат СНГ: «Так что Россия просто хочет в качестве некоего надсмотрщика присутствовать там, куда ее не приглашают и где не ждут».
«Нужно ли напоминать о том, как Россия «нарисовалась» в Центральной Азии и на Южном Кавказе? Стоит ли напоминать о том, что это была колониальная политика царской России, продолженная в советский период? Надо ли говорить о том, чего стоила эта политика Центральной Азии и Южному Кавказу? Думаю, что, скорее всего, данная инициатива Кремля останется без ответной реакции», — заключил Мусабеков.









