Азербайджан расширяет и развивает сотрудничество с Североатлантическим альянсом. В нашей стране находится делегация НАТО — постоянные представители Турции, Греции, Венгрии, Монтенегро, Нидерландов, Северной Македонии, Норвегии, Словакии, Словении, Швеции, Чехии, Португалии и Испании при НАТО, а также заместители постоянных представителей США и Франции при НАТО. Членов делегации, как уже сообщал Minval Politika, принял президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В ходе встречи были затронуты самые разные вопросы. Гости поздравили Алиева с достигнутыми в Вашингтоне успехами по продвижению мирной повестки между Азербайджаном и Арменией. Поблагодарив за поздравления, глава государства отметил особую роль президента США Дональда Трампа в этом вопросе и заявил, что достигнутые соглашения открывают широкие возможности для развития региона. Коснувшись своих визитов в штаб-квартиру НАТО, Ильхам Алиев отметил, что хотя важной частью сотрудничества Азербайджана и НАТО являлась поддержка операций в Афганистане, на повестке дня также находится сотрудничество нашей страны с альянсом в вопросах регионального развития, энергетической безопасности и по другим направлениям. Как подчеркнул глава государства, мы достигли главной цели с момента обретения Азербайджаном своей независимости в начале прошлого века — освобождения наших земель от оккупации. Он отметил, что процесс модернизации Азербайджанской армии будет продолжен. Причём процесс этот идёт в соответствии со стандартами НАТО.
Но, как это нередко бывает, многое осталось за закрытыми дверями. Азербайджан является участником программы НАТО «Партнёрство ради мира» с 1994 года, но заявку на членство в альянсе не подавал. По вполне понятной причине: для членства в НАТО необходимо иметь либо выход в открытое море, либо протяжённую границу со страной, уже входящей в альянс. Применительно к Азербайджану это означает, что для членства в НАТО необходимо либо каким-то образом деблокировать Нахчыван, либо дождаться вступления в НАТО Грузии. А вот политические последствия от такой заявки наступят сразу. Примеры Грузии и Украины здесь слишком красноречивы. Другое дело — различные формы партнёрства и сотрудничества без формального членства, которые сегодня развивает Азербайджан.
Более того, наша страна активно сотрудничает с государствами, входящими в альянс, на двустороннем уровне. Шушинская декларация, которая закрепила военный союз с братской Турцией, — блестящий тому пример. На вооружении Азербайджанской армии сегодня стоят турецкие БПЛА, системы залпового огня и многое другое. У Италии Азербайджан закупает военно-транспортные самолёты. У Чехии и Словакии — системы залпового огня и самоходные гаубицы. До последнего «похолодания» во взаимоотношениях с Францией Баку активно развивал военное сотрудничество и с Парижем, и сегодня, когда Азербайджан и Франция восстанавливают отношения, не исключено, что программа военного сотрудничества тоже будет возобновлена. Совместно с Испанией производится современная пушка. И это далеко не полный список.
При этом специалисты знают: любая покупка оружия — это не одноразовый акт. Новые образцы и модели должны быть интегрированы в существующие системы и тактические схемы. Устойчивая экономика Азербайджана позволяет нашей стране держать армию и закупать для своих вооружённых сил современное оружие. Особенно теперь, когда созрели условия для отмены эмбарго, связанных с карабахским конфликтом.
Но, пожалуй, не это главное. Азербайджан интересен НАТО по самым разным аспектам. Ещё в девяностые это была энергетическая безопасность, затем — сотрудничество в борьбе с террором. Но сегодня, после блестящей победы нашей страны в Карабахе, акценты сдвигаются. НАТО — это прежде всего военный альянс. И то, что Азербайджану удалось создать действительно современную боеспособную армию, в брюссельской штаб-квартире точно заметили. Достаточно вспомнить визит в страны Южного Кавказа прежнего генсека НАТО Йенса Столтенберга. Азербайджан был единственной страной, где глава альянса провёл переговоры не только с президентом, но и с министром обороны. И понятно, что это не протокольная деталь.
Есть и такая сторона вопроса: Азербайджан играет роль «ворот» в Центральную Азию. То, с какой настойчивостью и решимостью США приглашают нашу страну в формат «5+1», тоже говорит о многом. А обеспечивать безопасность важных торговых путей во все времена было приоритетной задачей. Не говоря о том, что сегодня Азербайджан активно развивает военное сотрудничество с государствами, расположенными к востоку от Каспийского моря. И всё это тоже не выпадает из внимания НАТО. Азербайджан заявил о себе как о серьёзной военной и политической силе. Процесс геополитической трансформации региона, начавшийся после победы в Карабахе, только раскрывается, и НАТО не хочет стоять в стороне.










