В Ливане вступил в силу режим прекращения огня между Израилем и группировкой «Хезболла». В США выразили надежду на то, что перемирие будет постоянным. Тем не менее боевые действия продолжались вплоть до 4:00 утра – оговоренного времени начала режима прекращения огня.
Согласно условиям перемирия, израильские войска должны быть выведены с ливанской территории в течение 60 дней, а боевики «Хезболлы» покинут приграничные районы, где будут размещены военнослужащие армии Ливана. Ливанская армия, которая обеспечивает поддержку соблюдения режима прекращения огня, готовится к развертыванию на юге страны.
О том, будет ли «Хезболла» придерживаться договоренностей, к каким действиям прибегнет Израиль в случае нарушения перемирия и как поведут себя его союзники, в беседе с Minval.az рассказал израильский военный эксперт Давид Гендельман.
«Основной проблемой в прекращении огня в данном формате является вопрос ликвидации оставшейся военной инфраструктуры «Хезболлы» на юге Ливана и недопущения ее восстановления, включая контрабанду оружия в Ливан в целом», — сказал он.
Говоря о соблюдении резолюций Совета безопасности ООН, эксперт отметил, что, по сути, речь идет о резолюции СБ ООН 1701 с некоторыми техническими вариациями: «Так же, как исходная резолюция 2006 года осталась на бумаге, потому что ни ливанская армия, ни войска ООН реально не занимались этой деятельностью, и «Хезболла» наращивала свои силы практически беспрепятственно, есть очень большие шансы, что и сейчас будет то же самое».
Поэтому, по его словам, Израиль настаивает «на свободе рук в противодействии военному восстановлению «Хезболлы».
Д.Гендельман также прокомментировал возможные случаи нарушения пунктов режима прекращения огня, в котором также упоминается, что любая продажа, поставка или производство оружия на территории Ливана будут находиться под строгим контролем ливанского правительства, незаконная военная инфраструктура и объекты производства вооружения будут демонтированы, а несанкционированное оружие конфисковано.
«Там в дело вступает международная бюрократия: особая международная комиссия должна рассматривать заявленные Израилем нарушения и устранять их, а если их не устранят, то США в отдельном соглашении обещают Израилю «свободу рук» в самостоятельном устранении. Либо, если это «немедленная угроза», кто будет решать, что немедленная угроза, а что – нет, какие доказательства нарушений должны быть? А если «Хезболла» начнет стрелять в ответ на израильское «устранение угрозы», и т.д. и т.п.? Поэтому реально всё будет зависеть не от бюрократической тягомотины писаных параграфов, а от политической решительности Израиля делать то, чего он не делал после второй ливанской войны 2006 года: своими собственными силами не допускать восстановления «Хезболлы» в южном Ливане, включая возможность возобновления войны», — сказал он.
К нынешней ситуации, убежден эксперт, привела именно многолетняя политика «лишь бы не было войны».
«Если Израиль ее не изменит, всё через некоторое время вернется в свою колею, потому что «Хезболла», хотя и понесла большой ущерб от израильских ударов, но всё еще достаточно сильна против своих внутриливанских врагов, и желает сохранить и усилить свои позиции снова», — отметил эксперт.
Отвечая на вопрос о том, как поведет себя Иран, поскольку он поддерживал крупнейшую военизированную группировку «Хезболла» с самого начала своего существования, Д.Гендельман сказал: «Иран тоже крайне заинтересован в восстановлении «Хезболлы» как своего плацдарма на израильской границе. А всё остальное будет только следствием этой решительности или нерешительности».