Обращение к народу Президента Азербайджана. Верховного Главнокомандующего Ильхама Алиева, прозвучавшее в ночь на 10 ноября, обозначило новый этап, новую страницу в истории всего региона. Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт закончен, и закончен убедительной, исторической победой Азербайджана.
Намеренно воздержимся от дословного цитирования речи главы государства. Обратим внимание на тезисы, озвученные и в подписанном соглашении, и в выступлении Президента Ильхама Алиева.
Прежде всего, озвученные соглашения по сути дела представляют собой выполнение условий Азербайджана — уже в ближайшие дни и недели армянские оккупационные войска покидают Кельбаджар, Агдам, часть Лачинского района. Причем, в отличие от первоначальных вариантов, никоим образом не ограничивается суверенитет Азербайджана. Официально, на самом высоком уровне, закреплено участие и в урегулировании, и в миротворческой миссии Турции, что тоже является большой дипломатической победой нашей страны. Уходит с политической арены надоевшая всем и неэффективная Минская группа ОБСЕ. И самое главное, Азербайджан восстанавливает свою территориальную целостность. Ни в совместном заявлении, ни в речи президента нет ни единого слова о «статусе Карабаха».
А вот тут нужно повнимательнее. Практически все такого рода документы, от Дейтонских соглашений в Боснии и Герцеговине до Минских соглашений по Донбассу, предусматривали и предусматривают именно «особый статус» территорий. Но в том варианте урегулирования, которого добился, именно добился, Азербайджан, использовав и военные, и дипломатические, и политические рычаги, ничего не говорится о статусе. «Никакого статуса нет. Это наша большая политическая победа. Никакого статуса у Карабаха не будет до тех пор, пока я президент!», — цитируют информагентства выступление Президента Азербайджана. Надежды Никола Пашиняна на статус отправляются в лучшем случае в мусорную корзину. Не будет ни «паспортов с надпечаткой», ни референдума, ни прочих сомнительных преференций. И это — лучший ответ на вопросы, какой будет судьба Ханкенди, Ходжалы, Ходжавенда, других городов и поселков, тех, где сегодня остается гражданское армянское население и куда уже в ближайшее время тоже будут возвращаться беженцы. И да, на первом этапе, на первые пять лет, будем реалистами, здесь потребуется участие той самой миротворческой миссии, которая будет совместной, российско-турецкой. Но такая миссия — это не закрепленный законодательным образом статус. Наконец, Азербайджан получает транспортный «коридор» в Нахчыван. И это все — не проект и не переговорная инициатива, а подписанный документ.
И самое главное, все эти политические подвижки стали результатом блестящей — иначе не скажешь — военной операции Азербайджана в Карабахе и освобождения его исторической столицы — города Шуша. Более 300 сел, 5 городов, важные стратегические высоты, долина Араза и государственная граница с Ираном — все это очищено от оккупантов военным путем. Освобождение Шуши 8 ноября нынешнего года, более 70 сел и стратегические высоты, перешедшие под контроль Азербайджана на следующий день — все это не могло не заставить Армению поднять белый флаг. И это не просто территории и высоты — это еще и весьма красноречивая демонстрация, насколько изменился в регионе расклад сил, Время, когда нам советовали «примириться с результатами военных действий», закончилось. Теперь «принимать горькую реальность» должна Армения.
Показательно, что в Ереване началась впечатляющая внутриполитическая буря. Никол Пашинян, премьер-министр Армении, отказался публично подписывать соглашение, и в своих обращениях к народу всячески избегает разговора о выводе войск, Тем не менее его уже обвиняют в «сдаче земель», а протестующие уже ворвались в парламент, поколотили спикера и полны решимости «разобраться» с главой правительства.
Только вот таким образом можно сменить персоналии в ереванских кабинетах, но не военно-политические реалии. Которые теперь диктует в регионе Азербайджан.
Нурани, политический обозреватель