Как известно, оппозиция Абхазии потребовала отставки президента и ворвалась в здание президентской администрации, где Александр Анкваб проводил переговоры с представителями оппозиции. В связи с этим Анкваб прервал переговоры, заявив, что не будет принимать никаких решений под давлением, и покинул здание администрации.
Абхазская оппозиция решила создать временное правительство и продолжила требовать отставки Анкваба. При этом один из лидеров абхазской оппозиции, бывший премьер-министр Сергей Шамба заявил, что, согласно абхазскому законодательству, парламент республики не владеет достаточными полномочиями, чтобы отправить президента в отставку.
В четверг парламент Абхазии принял постановление об объявлении вотума недоверия премьер-министру республики Леониду Лакербаю и предложил Анквабу сложить полномочия президента. А в субботу абхазский парламент назначил и.о. президента республики спикера парламента Валерия Бганбу и проголосовал за проведение досрочных выборов президента 24 августа.
Вчера президент Абхазии Александр Анкваб выступил с обращением к народу, заявив, что подает в отставку с поста президента республики.
«В целях сохранения стабильности в стране, в соответствии со статьей 65-й Конституции Республики Абхазия, я подаю в отставку с поста президента Республики Абхазия», – заявил он. Премьер Абхазии подал в отставку вслед за президентом.
«Причина событий более чем очевидна. Так, Кремлю потребовался человек, который будет беспрекословно выполнять его указания и, что немаловажно, в кратчайшие сроки. Слишком независимой фигурой для лидера сепаратистов являлся Александр Анкваб. Для этого есть давно подготовленный Рауль Хаджимба, которого Кремль дважды пытался провести в «президенты»»,- комментирует грузинский политолог Гела Васадзе.
По его мнению, главный вопрос заключается в том, что зачем Кремлю это понадобилось именно сейчас. Из всех возможных вариантов, наиболее вероятен вариант шантажа грузинских властей для срыва подписания договора с ЕС, полагает он.
«Аргумент – 25 тысяч новых беженцев из Гальского района. Пока непонятно, как будет осуществляться этот шантаж- по закрытым каналам или в открытую. Но, то, что будет именно так, видно уже из лозунгов протестующих. Почему- то им вдруг помешали грузины, компактно проживающие в Гальском районе. Но мы- то с вами понимаем, что такое внезапно не происходит»,- подчеркнул он.
Г.Васадзе считает, что роль России в этих процессах прямая, и она является заказчиком и реципиентом этих событий.
«Есть ли сейчас в Абхазии какие-то грузинские патриоты, которые желали бы объединения с Грузией?»,- поинтересовался наш корреспондент.
«Грузинских патриотов в Абхазии нет, есть абхазские патриоты, которые желали бы договориться о той или иной форме совместного существования. Но озвучивать подобные идеи просто опасно»,- ответил политолог.
В целом, по словам эксперта, события в Абхазии могут повлиять на все постсоветское пространство. Так, в Абхазии Кремль обкатал новую старую схему, которой воспользуется при удобном случае в любой стране на постсоветском пространстве. Впрочем, это далеко не первый опыт проведения подобных мероприятий Кремлем, полагает он.
«Чисто на эмоциональном уровне, возможно, и вдохновили массовку события в Киеве. Но в большей степени на ситуацию повлияли события в Крыму. Неслучайно среди лозунгов протестующих было требование более тесной интеграции с Россией»,- резюмировал он.
В свою очередь, российский политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук полагает, что события в Абхазии никак не связаны с так называемыми «происками Запада».
«Для США, как и для всех остальных, это был сюрприз. Главная проблема в том, что в Абхазии – на фоне разворачивающейся украинской войны – видимо, становится всё меньше и меньше денег, что подрывает остановку изнутри. А если это не так, то максимум через полтора года преемник Анкваба на посту президента должен предъявить всему миру, и прежде всего собственному народу, результаты своей деятельности: небоскрёбы на берегу моря, невиданную инвестиционную активность, резко выросшие зарплаты работников бюджетной сферы, десятки тысяч новых рабочих мест»,- говорит Г.Трофимчук.
Политолог напомнил, что Анкваб находился у власти менее трёх лет, а значит, его более способный преемник обязан продемонстрировать результат в максимально сжатые сроки. Только тогда госпереворот получит полное оправдание и доверие народа, считает он.
«Однако можно сказать уже сейчас, что никаких улучшений не будет, и социально-политическая обстановка будет накаляться дальше. К сожалению, никто из советников не подсказал Анквабу, что можно было бы включить такое обращение к преемнику в его речь по поводу отставки»,- подчеркнул эксперт.
По его словам, имидж России на событиях в Абхазии в серьёзной степени пострадал, так как не стоит забывать, что всё это произошло на фоне войны на Украине.
«Наблюдатели увидели вдруг, что Москва фактически не контролирует ситуацию, если так можно выразиться, в своей же собственной республике. А некоторые россияне задались вопросом: что же будет, если аналогичную попытку смены власти постараются провести уже во внутренних национальных республиках России? Поэтому Москва ни в коем случае не должна была допустить выхода Абхазии на мировую информационную поверхность. И выход из этой ситуации только один, экстенсивный: «утопить» Абхазию в деньгах, повысить зарплаты, пособия, пенсии,- говорит Трофимчук. — В противном случае, следующее выступление может быть нацелено уже в сторону Москвы и в этот раз напрямую срежиссировано со стороны. На этот раз Запад постарается встроиться в процесс своевременно. Не будем также забывать, что Абхазия находится в статусе провозглашённого государства. Поэтому нельзя исключать, что какая-то из западных стран, в целях эксперимента, признает её суверенитет».
Вместе с тем, политолог считает неверным полагать, что события в Украине вдохновили абхазов. Абхазам сейчас не до Украины, у них своих проблем «выше крыши», отметил он.
При этом он добавил, что события в Абхазии, вне всяких сомнений, вдохновили многих политиков в Грузии и Азербайджане. Чуть ли не впервые с 2008 года (если не считать эксцессы на выборах президента Южной Осетии) ситуация на Южном Кавказе демонстрирует какое-то движение, причём в непонятную сторону, заметил эксперт.
«Не хотелось бы, чтобы в дополнение к «первому украинскому» здесь был открыт «второй кавказский» фронт. Тем не менее, камень под названием «Абхазия» уже пошёл с горы вниз»,- подытожил он.
Научный сотрудник Института экономики РАН, замдиректора ИАЦ МГУ Александр Караваев считает события в Абхазии типичной клановой революцией.
Причем это, по его мнению, достаточно известный абхазскому обществу способ реакции на централизацию власти в одних руках.
«За десять лет, — начиная с 2004 года,- два- три раза происходили подобные сходы. Причем они всегда завершались компромиссом. В 2004 году ныне уже покойный Сергей Багапш шёл под лозунгом «необходимости менять авторитаризм, существующий в республике вот уже 11 лет». Багапш выиграл, однако действовавший на тот момент Владислав Ардзинба отказался отдавать власть. После переговоров со вторым кандидатом на пост президента Раулем Хаджинбой, которого, кстати, в Абхазии считали «московским» кандидатом, потому, что он учился в минской школе КГБ, было принято компромиссное решение отменить результаты выборов 3 октября 2004 и назначить повторные выборы на январь 2005. У власти оказался тандем Багапш-Хаджинба. Последний стал вице-президентом, но потом ушел в отставку из-за конфликта с Багапшем. В августе 2011 года он снова проиграл президентские выборы»,- напомнил политолог.
Эксперт считает, что кризис сейчас возник потому, что денег стало больше, но их распределение как в любой кланово-бюрократической системе зависит от первых лиц.
Соответственно если условная «вертикаль» слаба, а поток теневой экономики становится больше, то давление других «голодных» кланов усиливается.
«Анкваб просто не успел сделать систему сдержек и противовесов. А московские потоки еще под олимпиаду стали на порядок превышать прежние суммы дотаций. Существует еще один фактор — недовольство самим размером дотаций. Абхазы рассчитывали больших вливаний и большее количество инвестиций в связи с Играми. Серьезно разочаровались строители. А портовая инфраструктура так и не поднялась.Абхазский бизнес и, собственно, экономика ограничена объективными факторами. Там могли бы возникнуть новые сектора производства, могли бы модернизироваться хозяйства и цеха аграрной отрасли. Но есть одно «но». Бизнес климат сам ограничен низкой хозяйственной культурой. В результате постоянных собственных провалов им легче пенять на свое правительство, на Москву, или иностранных инвесторов, не вникающих в абхазские нюансы. Таким образом, все это будет повторяться из года в год в разных масштабах»,- резюмировал аналитик.
Эмиль Мустафаев