Госсекретарь США Джон Керри в ближайшее время намерен посетить Азербайджан. Сообщившее об этом издание «Вестник Кавказа» не уточнило дату визита. Издание отметило, что визит состоится «во исполнение своего январского обещания оказывать всемерную поддержку Азербайджану». Грузинские источники также сообщают о приезде Керри в Тбилиси, но тоже без указания точной даты. Пока не известно посетит ли он и Армению.
В последнее время наблюдается активность американских дипломатов на постсоветском пространстве. Так, представитель Госдепа Виктория Нуланд посетила на днях Молдавию. Ее коллега Ниша Десаи Нисвал – Казахстан и Киргизию. А Джон Керри собрался в Азербайджан и Грузию.
Кроме того, на днях он заявил, что «сегодня в нашей повестке дня стоит вопрос, как можно получить больше природного газа по «Южному газовому коридору», транспортируя его из Азербайджана в Турцию и далее в Европу». Как к подобному заявлению отнесется российское руководство? И чем обусловлен столь значимый визит в Азербайджан Джона Керри? Попросит ли он президента Алиева взять проевропейский ориентир в своей внешней политике?
Эти вопросы Minval.az задал российским и украинским экспертам.
По мнению политолога, первого вице-президента Центра моделирования стратегического развития Григория Трофимчука, Вашингтон считает, что на фоне ситуации с Украиной уже сам факт визита Джона Керри в Баку способен оказать морально-психологическое давление на Москву.
Эксперт считает, что в ближайшем будущем Керри и его коллеги, по всей видимости, должны покрыть своими визитами все ключевые соседние с Россией страны. При этом он добавил, что ждать от этих визитов каких-то конкретных договорённостей и результатов не стоит, так как США считают, что для усиления видимости изоляции достаточно просто самих поездок, по крайней мере, на первом этапе.
«Российское руководство отнесётся к возможности усиления азербайджанских поставок в ЕС как относилось к этому всегда: как к неприятной неизбежности. Что касается самого сырья, то для обеспечения им падающей Украины и самого ЕС Запад будет всё сильнее «нагибать» и Азербайджан, и страны Центральной Азии, включая Казахстан. Не исключаю, что Азербайджану будут обещаны некие будущие преференции в обмен на дешёвую стоимость своего сырья, которым кому-то «надо помочь». Азербайджан неизбежно попадёт под этот пресс, так как у него гораздо легче взять энергоносители, чем гнать их, в «консервированном» виде, через Атлантику в Европу»,- подчеркнул он.
Именно в этом аспекте может быть оказано давление на Баку, а не в плане принуждения его к вступлению в ЕС, полагает Г.Трофимчук.
По его мнению, тем самым Баку должен будет доказать Западу приверженность европейским ценностям на деле, а если же Баку не изъявит желания пойти на такие уступки, его теперь всегда могут припугнуть «тенью Украины».
Кроме того, политолог отметил, что российско-азербайджанские отношения будут напрягаться по любому, так как новый этап развала постсоветского пространства предполагает здесь напряжение между всеми соседями: Армении с Азербайджаном, России с Грузией и Азербайджаном, Грузии с Арменией, России с Арменией, Белоруссии с Украиной и т.п.
«США понимают, что всего лишь один такой «инструмент» как Карабах способен развернуть ситуацию в сторону дестабилизации. Поэтому Керри наверняка обсудит на бакинской встрече и эти возможности. Это, естественно, настораживает Россию, но для гарантированного снятия такого напряжения ей надо опережать США в решении карабахской проблемы», — заключил первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития.
В свою очередь, политолог, глава аналитического центра «Alte et Certe» Андрей Епифанцев предполагает, что во время визита госсекретаря в Азербайджан будет обсуждаться комплекс вопросов, так или иначе связанных с изменением ситуации в мире и в регионе на фоне событий на Украине и в Крыму.
«Во-первых, Джон Керри может обсудить с азербайджанской стороной вопрос присоединения Крыма к России и согласовать позиции обеих стран как отсутствие в этом вопросе прецедента для Нагорного Карабаха. В качестве продолжения темы Керри может попросить у Баку занять в каких-то вопросах более жесткую антироссийскую позицию, а азербайджанская сторона может в ответ потребовать что-то у американской администрации. Допустим, ужесточения нажима на Армению. Это вполне нормальный торг и подобные вещи в политике происходят сплошь и рядом»,- сказал он.
А, во-вторых, по его мнению, с учетом очевидной уязвимости газотранспортных потоков в Европу через территорию Украины, Джон Керри действительно может попросить Азербайджан увеличить прокачку газа в Турцию и далее в Европу. По его словам, это было бы совершенно логичным и могло служить не только средством увеличения энергетической безопасности Европы в данных условиях, но и элементом давления на Россию.
Политолог полагает, что эти меры могут помочь США добиться от Азербайджана какого-то временного отхода от своего основного внешнеполитического курса. Ничего особо кардинального не произойдет, в том числе и потому, что заинтересованность Азербайджана в дружественных отношениях с Россией выше его желания угодить США в определенной краткосрочной ситуации, убежден А. Епифанцев
«Не думаю, что Джон Керри может предложить Ильхаму Алиеву что-то настолько весомое, чтобы он полностью развернулся лицом на Запад и спиной к России, к примеру, активную поддержку военной операции Азербайджана в Нагорном Карабахе, а без этого всё реагирование официального Баку будет краткосрочным и половинчатым»,- подчеркнул он.
А политолог, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик считает, что после известных событий в Украине ситуация осложнилась, и в результате каспийско-черноморский регион приобрел особую значимость для США.
Более того, он считает, что меняется вся конфигурация безопасности в регионе. Так, схемы НАТО больше не срабатывают, Россия выдвигает новые угрозы безопасности, в том числе будущим аналитическим коридорам, в которых активизировались США и ЕС.
«Если говорить о перспективах реализации проекта Транскаспийских газопроводов, действиях переформатирования общего рынка Центральной Азии, новых экспортных путях в Европу и на Ближний Восток, то очевидно, что Азербайджан является ключевым игроком в регионе. Сегодня в силу усиления позиций по согласованию каких-то экономических проектов, видения будущего региона, энергетической игры между Баку и Вашингтоном становятся достаточно важным моментом. Баку все-таки играл значимую роль в вопросах партнерства, но заявлял о неготовности подписать соглашение, об Ассоциации. Азербайджан имеет свою позицию в отношении России, так как осудил аннексию Крыма. И поэтому здесь существуют определенные заделы для США. Речь идет о том, что Вашингтон попытается подтолкнуть Азербайджан к неким более активным действиям. США хотели бы видеть более конкретные действия. Например, участие Азербайджана в неком сдерживание России, в вопросе Ирана, Карабаха, политики в отношении стран Центральной Азии. Не обязательно, чтобы это был Альянс между США и Азербайджаном», — подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что вполне естественно то, что подобные заявления Керри поставят азербайджанское руководство в неловкое положение перед Кремлем, который очень ревностно относится к постсоветскому пространству, и, очевидно, надо ожидать определенное телодвижение со стороны Москвы.
«Стоит ожидать информационную кампанию, давление различного вида. Думаю, будут демарши со стороны Карабаха и Армении. Очевидно, что могут даже иметь место какие-то военные учения или жесткие заявления, нацеленные на обострение ситуации в Карабахе. Надо ожидать активизацию российской стороны»,- заявил политолог.
В. Кулик считает, что при сложившейся ситуации Азербайджану стоит выдержать ни некоторую паузу, а выдержать правильную линию поведения, в первую очередь, согласовать интересы между РФ и США.
Он добавил также, что втягиваться в какие-то военно-политические авантюры, конечно же, Баку не собирается.
«Но то, что Баку попытается использовать ситуацию в нужном себе русле очевидно, и я вижу готовность президента Алиева в этом деле. Речь идет о вопросе стратегического и экономического сотрудничества, снижения критики со стороны Вашингтона в отношении прав человека и демократии в Азербайджане в обмен на военно-политические или энергетические обещания Баку или о какой-то совместной игре между Вашингтоном и Баку»,- заключил он.
Эмиль Мустафаев









