Граждане в соцсетях подняли вопрос о возможности погашения кредитной задолженности умерших родственников за счёт их неиспользованных пенсионных накоплений. В противном случае, как отмечают заявители, обязательства по выплате долгов ложатся на наследников.
Согласно действующим правилам, родственники обязаны погашать кредит умершего в случае вступления в наследство и при условии, что заём не был застрахован на момент оформления.
В связи с этим Minval обратился за комментарием к депутату Милли Меджлиса Вугару Байрамову. По его словам, в некоторых странах пенсионный капитал используется для погашения коммунальных долгов, оплаты обучения и улучшения жилищных условий. Похожие модели применяются, в частности, в Сингапуре и Казахстане. В Азербайджане же механизма использования пенсионного капитала умершего лица для погашения его кредита не существует.
«Мы, принимая во внимание опыт других стран, естественно, предлагаем использовать пенсионный капитал. В частности, было бы желательно выплачивать неиспользованную часть пенсионного капитала умершего его наследникам, что было бы рационально. Кроме того, это увеличило бы интерес населения к накоплению пенсионного капитала.
Считаю, что можно рассмотреть механизм погашения кредитов за счёт пенсионных накоплений. В частности, речь идёт о крупных пенсионных капиталах, которыми граждане так и не смогли воспользоваться при жизни.
В то же время было бы целесообразно разработать механизм пользования пенсионным капиталом даже в случаях, когда сумма не является значительной», — отметил парламентарий.
По его словам, такие меры способствовали бы обеспечению прозрачности на рынке труда и выводу доходов населения из тени. Однако, подчеркнул депутат, прежде необходимо более детально изучить практику развитых стран.
Между тем экономист Натик Джафарли также поддержал идею предоставления населению доступа к пенсионным накоплениям умерших близких. Он считает, что эти средства могли бы использоваться не только для погашения банковских кредитов, но и для оплаты обучения внуков или лечения одного из членов семьи.
«Давно назрела необходимость внести изменения в законодательство, регулирующее использование пенсионных накоплений умерших. У наследников должен быть чёткий и законный механизм доступа к этим средствам.
Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: прямого запрета на использование пенсионного капитала нет, однако отсутствуют и нормы, которые бы это разрешали. Такой правовой пробел вызывает множество вопросов.
В стране немало граждан, чьи пенсионные накопления превышают 100 тысяч манатов благодаря многолетней работе и высоким доходам. После их смерти доступ к этим средствам фактически утрачивается. Максимум, на что можно рассчитывать, — использование капитала для назначения пенсии по потере кормильца супругу или супруге, и то лишь при определённых условиях», — подчеркнул Джафарли.
Он не исключил возможность применения специальной формулы выплат. К примеру, если для назначения трудовой пенсии требуется пенсионный капитал в размере 46 400 манатов, наследники могли бы получить доступ к сумме, превышающей этот порог.
Кроме того, если супруг или супруга получает пенсию по потере кормильца, то после его или её смерти оставшаяся невыплаченная часть средств не должна исчезать. Эти деньги, по его мнению, следует возвращать наследникам либо предусмотреть механизм их целевого использования в интересах семьи — например, для первоначального взноса при покупке жилья, оплаты обучения в вузе или погашения кредитной задолженности.
«Мой подход в этом вопросе достаточно либеральный. Считаю, что человек при жизни должен иметь доступ к своим пенсионным накоплениям, как это практикуется во многих странах», — заключил экономист.










