В Азербайджане на прошлой неделе завершился судебный процесс. Карен Аванесян, житель Ханкенди, приговорён к 16 годам тюрьмы. Напомним: это тот самый Карен Ованнисян, который в середине сентября 2024 года в Ханкенди, в тот день, когда там проходили мероприятия с участием президента Азербайджана, отправился к тайнику в лесу, местоположение которого, безусловно, знал заранее, взял оттуда автомат Калашникова и несколько гранат, а потом открыл огонь по полицейским. Один из сотрудников полиции был ранен. А Анисина обезвредили.
Список обвинений против него внушительный: терроризм, покушение на убийство, незаконный оборот оружия и сопротивление представителям власти. Сторона обвинения запросила 18 лет тюрьмы, суд отмерил 16.
«Дело Аванесяна» весьма показательно. Ни для кого не секрет, что в армянской среде не первое десятилетия существует впечатляющей культ террора. Террористов объявляют национальными героями, в их честь ставят памятники, называют улицы… И в самой Армении, и за её пределами очень многие считали и считают, что это, дескать, вопрос исключительно ритуалов и памяти, но не более того. Но, как показывает «кейс» в Ханкенди, если одни возлагают цветочки на могилу Монте Мелконяна или к памятнику террористам АСАЛА или боевикам «Немезис», другие обещают создать « штурмовые группы, что посеять хаос в тылу противника», как это сделал бывший министр обороны Армении Давид Тоноян. Или сколотить группировку «Немезис-2» и развернуть кампанию террора против азербайджанских дипломатов, к чему призывал Рубен Варданян. А третьи уже сегодня готовы хвататься за автомат и гранаты.
Азербайджанские спецслужбы в Ханкенди сработали профессионально. Судя по тому, какое видео распространялось сразу после попытки теракта в Ханкенди, Аванесяна «вели» достаточно плотно, отсняли, как он отправляется за оружием, как возвращается, а задержали только после того, как он по-настоящему «проявился», и стало понятно, что автомат и гранаты он взял из тайника не для того, чтобы сдать властям.
Понятно и другое. Столь разветвлённая система террора не могла быть создана без покровительства серьезных спецслужб. Фактов сотрудничества между армянскими металлическими группировками и спецслужбами бывшего СССР предостаточно. Правда, чаще всего в качестве «канала связи» использовались структуры КГБ Армянской ССР, чтобы в случае чего свалить все на взыгравшие у армянских чекистов национальные чувства. Но вряд ли можно поверить, что всё это происходило без ведома и отмашки Москвы. Такие структуры, как КГБ, подчинялись напрямую в Москве, а не республиканскому руководству. Использовать этот механизм рассчитывали против Турции и Азербайджана. Но сегодня он уже угрожает самой Армении.
Об этом не очень принято говорить вслух, но во время нашумевший «арабской весны» ситуация сваливалась в настоящую гражданскую войну именно в тех странах, где власти в недавнем прошлом оказывали покровительство профессиональным террористам. Это прежде всего Ирак и Ливия. Египет и Тунис в подобные игры не играли и обошлись без затяжной войны всех против всех. Гражданской войны в Армении не было. Но здесь каждый политический передел сопровождается серией громких убийств. Так было, когда власть покидали коммунисты, а пост президента занимал Левон Тер-Петросян: тогда были убиты мэр Еревана Амбарцум Галстян и бывший председатель КГБ Армении Мариус Юзбашян. Затем отстраняли от власти самого Тер-Петросяна, это тоже сопровождалось Siri политических убийств. То же самое, пусть и в меньших масштабах, творилось после «шашлычной революции».
Именно во времена Тер-Петросяна, в середине девяностых, были раскрыты два террористических заговора, участники которых были связаны с партией АРФ «Дашнакцутюн» — «Дело Дроби» и «Дело 31». Генерал Дро (настоящее имя – Драстамат Канаян), если кто забыл — дашнакский боевик, а позже командир Армянского легиона вермахта. Именно эти два раскрытых террористических заговора стали причиной запрета деятельности «Дашнакцутюн» в Армении – легализоваться дашнакам удалось только при Роберте Кочаряне. 27 октября 1999г. группа террористов во главе с Наири Унаняном врывается в зал заседаний парламента Армении и устраивает впечатляющую бойню: убиты восемь человек, включая спикера парламента Карена Демирчяна, премьер-министра Вазгена Саркисяна и ещё нескольких министров и депутатов.
В 2015-2016 годах в Армении было раскрыто несколько террористических заговоров: «дело Норк-Мараш» (террористы собирались именно в этом районе Еревана), попытка сбить ракетой из ПЗРК «Игла» вертолёт тогдашнего президента Сержа Саргсяна…В июле 2016 года в лучших традициях «олдскульного» террора семидесятых захватывают полицейскую базу в Ереване и 15 дней удерживают там заложников. В ходе следствия выясняется, что это только часть заговора, что таких акций планировалось несколько, в последний момент их отменили, но до одной из ячеек приказ об отмене не дошел…
Сегодня, когда на Южном Кавказе набирает обороты мирный процесс между Баку и Ереваном, в самом Ереване призывают заняться «реальной Арменией» в противовес «исторической» и отказаться от территориальных претензий к соседям, против чего выступают реваншисты, включая дашнаков, риск террора многократно возрастает. И если в Ханкенди против террористов работают профессиональные и мотивированные азербайджанские спецслужбы, то в Армении ситуация другая. Симпатии к террористам слишком велики, а работать в Армении азербайджанские спецслужбы не могут. В результате в Армении « проколы» происходят слишком часто, а армянские спецслужбы справляются с задачей далеко не всегда. Так что все напоминает известный сценарий, когда террорист подрывается на собственной бомбе, но уже в общенациональных масштабах. И да, обезвредить эту «бомбу» Армения должна сама. Пока она не «рванула».










