Эти новости доминируют на лентах как местных, так и иностранных сайтов — ракетные и артиллерийские удары Вооруженных сил Армении по азербайджанским городам. Первый удар был нанесён по центру Гянджи, второго по величине азербайджанского города. Под обстрелом не только Гянджа, но и Тертер, Агджабеди, Горадиз, Бейлаган…
Но, возможно, решающие события произошли в ночь на 5 октября. Четыре ракеты РСЗО «Смерч» с кассетными боеприпасами ударили по Гяндже. Две — по Мингячевиру. Ещё две баллистические ракеты средней дальности (300 км) — по Абшеронскому району и Хызы, а это уже окрестности Баку, пусть и дальние.
Затем, через несколько часов, новая атака, и вновь по Мингечявиру — четыре баллистические ракеты «Точка У».
А вот это уже серьезно. Такое оружие не используют для стрельбы «в белый свет как в копеечку». Армения, безусловно, целилась в плотину Мингечаурской ГЭС, разрушение которой должно было привести к мегакатастрофе в Азербайджане. Тем более что ударить по ГЭС здесь обещали постоянно, в том числе и после того, как получили по носу под Товузом.
Удары по жилым кварталам, тем более кассетными боеприпасами, были и остаются военным преступлением. Тем более нет сомнений, что это очевидный признак агонии Еревана: теперь, когда в Карабахе Азербайджанская Армия развивает наступление, эта политика Армении, которую точнее всего назвать государственным террором — явный признак военной и политической агонии, такой же, как немецкие удары ракетами ФАУ-2 по Лондону осенью 1944 года, после Сталинграда и высадки в Нормандии, когда разгром Третьего Рейха был уже предрешён.
Только вот в чем дело. Понятно, что главной своей цели армянские агрессоры в ходе ударов по азербайджанским городам не достигли. Сегодня в СМИ и соцсетях – не только пострадавшие при налете мирные жители, включая детей и воткнувшийся в асфальт «хвост» ракеты перед одним из технических зданий электрокомплекса. Очевидцы делятся впечатлениями, как наблюдали в небе перехват армянских ракет израильскими системами — теми самыми, которые в Баку уже демонстрировались на парадах и которые уже доказали свою эффективность в деле.
Тем более не удалось армянским агрессорам достичь своей главной цели — запугать граждан Азербайджана и заставить нашу страну свернуть наступление. Такие удары лишь увеличивают решимость Азербайджана: с агрессией и оккупацией наших земель надо покончить.
Но это не снимает даже толики ответственности с Еревана. Государственный террор остается государственным террором, а военное преступление — военным преступлением вне зависимости, простите за цинизм, от «эффективности». И за него придётся отвечать.
Ещё после первого удара по Гяндже помощник Президента Азербайджана — заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев, комментируя этот варварский преступный шаг нынешней ереванской верхушки, не только подчеркнул, что удары наносятся с территории Армении, но и отметил: все это будет документировано и представлено в соответствующие международные организации. Траектория полета ракет будет уточнена с помощью спутниковых технологий Азербайджана, и информация об этом будет представлена в международные организации.
А вот теперь серьезно. И внимательно. Об ответственности Еревана за военные преступления в Азербайджане говорили всегда. Но теперь этот разговор вышел на другой уровень. Данные спутникового слежения, осколки ракет, на которых сохраняются серийные номера, позволяющие отследить, кому и когда они были поставлены — все это более чем серьёзные доказательства. Особенно если за дело возьмётся международный трибунал. Где на скамье подсудимых уже будут сидеть нынешние руководители Армении, И да, здесь точно не пройдут никакие ссылки на Аршакидов, Багратидов и «мне бабушка рассказывала, как злые турки устроили резню многострадальных армян. Причём это не только личная ответственность Пашиняна, Тонояна и Ко — для Азербайджана открывается «окно возможностей» поставить вопрос о нейтрализации исходящих от Армении угроз на международном уровне. Что уже однозначно превратит Армению в страну-изгоя, и это уже надолго.
А пока ПВО Азербайджана публикует видео стартующих с позиций в Джермуке и Варденисе армянских ракет. На языке военных это открытое предупреждение: мы вас видим в реальном времени.
И на это предупреждение лучше отреагировать вовремя. Включив, пардон, предварительно голову.
Нурани, политический обозреватель