«Единственное, на чем держится лояльность азербайджанцев властям – это деньги»

Председатель меджлиса движения «Республиканская альтернатива» (ReAl) Эркин Гадирли в интервью Minval.Az объяснил, почему азербайджанцы выиграют от отмены санкций против Тегерана, и рассказал о том, что сулит усиление азербайджано-саудовских отношений.

 

– Эркин бей, давайте начнем нашу беседу с вопроса о прорыве, достигнутом на переговорах о ядерной программе Ирана. Как считаете, стал ли мир безопаснее?

– Нет, конечно. Если взглянуть на географическую карту, в частности, на территории, расположенные между Каспийским, Черным, Средиземным морями и Персидским заливом – Турция, Северный и Южный Кавказ, Украина, Сирия, Ирак, Палестина, Саудовская Аравия, – то можно увидеть, что здесь везде конфликты. В Украине война, Азербайджан и Грузия страдают от сепаратизма, в Турции – курдский конфликт; есть еще палестинский конфликт, конфликт в Сирии, неспокойно и в Йемене. Этот регион вне зависимости от блокады Ирана давно уже полыхает. Видимо, США тоже решили, что пора что-то менять радикально, потому что Саудовская Аравия, спонсируемые ею радикальные суннитские группы, «Исламское Государство» вынуждают Вашингтон искать другого союзника, по крайней мере, тактического, который мог бы служить противовесом. Таким союзником оказался Иран, который давно вынашивает планы по созданию и укреплению «шиитского пояса» безопасности вокруг себя: священные места Неджеф и Кербела, находящиеся на территории Ирака всегда являлись геополитической целью Тегерана, помимо религиозной значимости; режим Асада в Сирии является шиитским, хуситы в Йемене также шииты. Иран взял курс на усиление своего влияния в регионе. В Турции Эрдоган слишком зациклился на смещение Асада, Вашингтон уже не настаивает на этом и даже пошел на некоторые уступки Ирану в этом вопросе. Сейчас США не хотят усиления какой-либо конкретной страны в регионе, поэтому время от времени сближаются с одним из основных игроков, а их всего четыре – это Турция, Иран, Саудовская Аравия, Израиль.

 

– Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху усмотрел в международном ядерном соглашении с Ираном опасность для своей страны. Вашингтон меняет свою политику в отношении Тель-Авива?

– Я так не думаю. Израиль упрямствует, пытается удержать свою доминирующую позицию в регионе, просто блефует. Если Тель-Авив имел достоверные сведения о том, что Иран близок к созданию ядерной бомбы, то давно бы нанес превентивные удары. Американцы знают, что Израиль ошибается, использует данную тему иногда и для внутриполитических целей. К тому же, мы порой слишком преувеличиваем влияние и еврейского лобби, и Израиля на внешнеполитические цели США. Цели США основаны, в первую очередь, на собственных интересах, они не привязаны к интересам какой-либо другой страны. Мы имеем новую ситуацию, где значимость Саудовской Аравии и других стран Залива в качестве поставщика углеводородов для США значительно упала. Тегеран в этом смысле важен для Вашингтона, в гораздо более крупном противостояние с Москвой. Кроме того, отмена санкций может дать дополнительные 3-4 млн.баррелей нефти в день, что еще больше собьет цены на нефть.

Более того, это может привести к переменам в самом Иране: революционное поколение, которое одобрило исламскую революцию, уже теряет доминирующие позиции. Новое поколение не видело, не совершало революции. Все успехи оно воспринимает как данность. Наоборот, оно узрело пользу от технологического прорыва, Интернета. В результате санкций пострадал сильно средний класс. Поэтому, если санкции будут сняты, то средний класс,- а это уже новое поколение, – усилится, постепенно начнется ослабление религиозного режима, в будущем, возможно, установится светская власть. Все это, конечно же, в интересах США.

 

– Выиграет ли Азербайджан от отмены санкций против Тегерана?

– Азербайджанское общество выиграет. Сложившаяся ситуация не была выгодной для нашего экономического и демократического развития. Будучи страной, зависимой от нефти и привыкшей к высоким ценам за «черное золото», мы очень сильно пострадали. Гражданское общество, предпринимательское сообщество… Все круги. В стране полный застой. Теперь, когда нефть будет падать в цене, резервов станет меньше, правительство может пойти на определенные уступки, если не найдет новые финансовые источники. Общество станет думать о том, как самим заработать на жизнь, а не зависеть от нефти. А это может привести к политическим изменениям в стране. Власть сверху донизу основана на финансовой подпитке. Нет идеологии, верховенство закона, судебной власти как таковой. Единственное, на чем держится лояльность граждан – это деньги. Правительство подкупало все эти годы лояльность граждан. Теперь, когда денег становится меньше, продолжать в таком духе сложно, а с годами вообще станет невозможным. Но, к сожалению, мы не живем в изоляции. Существует еще много дополнительных проблем: Карабахский конфликт, угроза для безопасности от религиозных группировок Северного Кавказа в случае, если Россия потеряет контроль там, проблема разделения Каспия. Мы хоть и влияем на Грузию экономически, но политически власти Грузии самостоятельны. Если они возьмут крен в сторону России, то это создаст дополнительную проблему для нас. Турция со своим неоосманизмом больше занята балканским регионом, Ближним Востоком. Я хочу сказать, что нам необходим сильный союзник в регионе. Этим союзником однозначно могут стать США. Но политика нашего правительства совершенно не соответствует стратегическим интересам страны. Если мои предположения сбудутся и религиозный режим ослабнет в Иране, то нам невыгоден и сильный Иран, он будет влиять постоянно на нас. Кстати, светская власть в Иране имеет меньший опыт, чем у нас. Иран, становясь светским, становился всегда шовинистическим. Персидский шовинизм – это дополнительные территориальные претензии к Азербайджану. Нам надо углублять отношения с Западом, искать союзников.

 

– Израиль может стать им? В период начала блокады Ирана мы ведь поддерживали хорошие отношения с Тел-авивом.

– Отношения с Израилем у нас не привязаны к отношениям с другими странами. Израиль в силу разных причин заинтересован в отношениях с Баку: это энергетический, разведывательные вопросы, военно-промышленный комплекс. Израиль нам изначально важен для того, чтобы иметь тесные отношения с еврейским лобби, который служит для нас неким противовесом армянскому. Какое бы правительство не сидело в Баку, отношения с Израилем надо поддерживать и даже углублять.

 

– Помните разговоры о том, что якобы Израиль купил аэродромы в Азербайджане?

– Да. Серьезные источники писали много о том, что есть хорошо налаженный обмен разведывательной информацией, особенно, электронной между Баку и Тель-Авивом. Это вполне реально. А насчет аэродромов – это было бы сложно скрыть. Общественность Азербайджана могла и не знать, а Россия и Иран узнали бы.

 

– Простит ли Тегеран Баку за действия в период своей блокады?

– Это интересный вопрос. Тут многое будет зависеть от отношений Азербайджана с США. Когда большие государства торгуются, малые – могут пострадать. Нам не известны детали договоренностей, наверняка есть и не опубликованные договоренности. Иран, по сути, очень модернистское государство, он пострадал, правда, от санкций и отстал от общего тренда, но имеет легко модернизируемое общество, не имеющее каких-то культурных стереотипов, которые преградили бы путь технологического прорыва. Если отношения между Вашингтоном и Тегераном пойдут по нарастающей, то Иран может обогнать Турцию в развитие. Впрочем, Иран это уже делал до исламской революции.

При этом Азербайджан также потеряет свою значимость, как минимум, географическую. США даже могут закрыть глаза на что-то в отношениях между Тегераном и Баку. В таком случае нам придется искать защиту у Москвы, потому что Россия также не заинтересована в усиление Ирана в регионе.

 

– Армяно-иранские отношения часто раздражали официальный Баку. Как теперь будут развиваться эти отношения?

– Надо понимать, что Армения выгодна всем, ею все пользуются в своих интересах. Армения выгодна своим расположением, она нужна для того, чтобы держать Турцию в узде. Она разделяет тюркские народы, на ее территории расположена российская военная база, она имеет не контролируемую границу с Ираном. А сильный и свободный Азербайджан не выгоден Ирану, потому что это может мотивировать Южный Азербайджан для еще большего требования независимости или автономии. Многое, конечно же, зависит от нас, потому что мы до сих пор не смогли построить сильное государство. У нас сильная власть, но слабое общество. Государство при такой ситуации страдает. Сильная власть внутри слабеет во внешних отношениях, потому что все знают, что некому возразить власти внутри, у нее нет шансов маневрировать, мол, не могу принять условия ваши потому что оппозиция, общество не согласятся. Многолетняя поддержка Западом нынешнего режима рассчитана, в том числе, и на это. Никому здесь демократия не нужна, никому не нужна оппозиция во власти, это дополнительные риски. Проблема в том, что удерживать власть, пользуясь этим, не получится, надо усилить общество, а власть боится этого.

 

–Президент Ильхам Алиев вчера прибыл с официальным визитом в Саудовскую Аравию. А до этого в Баку с официальным визитом посещал глава Дубая. Арабские шейхи устраивают соколиную охоту в нашей стране. Чем обусловлены все эти визиты?

– У нас нет ни культурных, ни научно –технических связей с этой страной. Это очень далекое для нас общество. Единственное, что может побудить налаживанию этих отношений – это поиск дополнительных финансовых средств. Власти ищут дополнительные финансовые источники. У Запада просить денег они не могут, потому что европейские финансовые институты долго рассматривают заявки, а во-вторых, многого требуют, например, политических реформ. А у арабов можно взять денег очень просто. Но это опасно. Потому что у Эр-Рияда иные взгляды на нашу географию. Они до сих пор рассматривают регион как на территорию Бабека, где они очень долго проигрывали. Разумеется, они давно бы хотели прибрать к рукам этот регион, поэтому они финансируют северо–кавказский религиозный радикализм, с Россией имеют натянутые отношения. Зачем пускать саудитов на наш рынок? Это крайне неправильное решение. Это говорит о том, что рассказы властей о каких-то многомиллиардных запасах неправдивы, возможно, все намного хуже, чем нам правительство рассказывало все эти годы.

 

– Какие неотложные шаги стоит предпринять?

– Пока власть контролирует ситуацию, а общество не раздражено, надо провести очень быстро внутренние реформы: в гражданском обществе, политической системе, правовой, и главным образом в экономической сфере. Надо провести демократические выборы в парламент, прекратить политические преследования, отпустить всех политзаключенных. Это, кстати, первое, что нужно сделать и самое легкое. Это станет важным сигналом как для общества, так и предполагаемых союзников на Западе. Покажет, что власть готова пойти на серьезные изменения, не теряя контроля над ситуацией. Если все это сделаем, то легче будет найти союзников. Ситуация сейчас опасная.

 

Эмиль Мустафаев

Теги: