Натиг Джафарлы: «В конце апреля — в начале мая мы ощутим большой скачок цен»

«Отчет правительств в европейских демократических и даже в соседних странах затягивается на недели и проходит в условии бурных дискуссий. Представители разных политических партий, как правило, в таких странах адресовывают свои вопросы правительству, высказывают свои претензии, требуют объяснений относительно реализации проектов, бюджета государства, макроэкономических показателей».

Такую мысль в беседе с корреспондентом Minval.Az высказал экономист, исполнительный секретарь гражданского движения ReAl Натиг Джафарлы, комментируя вчерашнее обсуждение отчета Кабмина за 2014 год в парламенте.

По его словам, в Азербайджане с годами отчет правительства превратился в формальную процедуру: в течение нескольких часов так называемые обсуждения подходят к концу. Не отличились от остальных и вчерашние обсуждения, в ходе которых никто из парламентариев так и не спросил, почему рост ВВП, который составил 2,8%, уменьшился; что привело к замедлению роста экономики, почему не уменьшается зависимость страны от нефти.

«У нас и парламент носит формальный характер. Выступление премьера Раси – заде было очень поверхностным. Примечательно, что в основном оно было посвящено карабахской проблеме, хотя верховным главнокомандующим является президент, который и так часто говорит о конфликте», — заметил эксперт.

Касаясь выступления главы Центробанка, экономист отметил, что Эльман Рустамов подтвердил фактически то, что независимые эксперты говорили годами: экономика страны очень сильно зависима от нефти, а падение цен «чёрного золота» привело к тому, что без девальвации золотовалютные запасы Центробанка, Нефтяного фонда могли бы просто обнулиться.

«По правде говоря, мне приятно было услышать столь чистосердечное признание главного банкира страны. Оно практически доказывает, что Азербайджан не смог диверсифицировать экономику, создать устойчивую модель развития, воспользовавшись временем, когда нефть была дорогой. Выступление главы Центробанка было признанием существующих реалий», — рассуждает экономист.

При этом Н.Джафарлы надеется, что правительство и Центробанк поняли, наконец, что падение цен на нефть является долгосрочным фактором в мировой экономике, потому что для этого существуют макроэкономические и даже политические основы.

«По словам главы Центробанка, если цена на нефть составит 50 долларов, то профицит внешнего баланса страны снизится в 5 раз, если цена нефти составит 40 долларов, то появится дефицит. Впервые у нас официальное лицо озвучивает подобные данные. А заявил он об этом потому, что для поддержания курса маната, положительное сальдо торгового баланса имеет большое значение. За последние годы профицит торгового баланса был на высоком уровне, а это также позволяло манату укрепляться. Мы продавали в основном нефть, причем за большие деньги, что помогало нам удержать на высоком уровне положительное сальдо торгового баланса. Сегодня ситуация кардинально меняется и падение цен на нефть влияет на положительное сальдо торгового баланса. Получается, что низкие цены на нефть приведут к тому, что в торговом балансе возникнут проблемы. Это, в свою очередь, также подтолкнет вниз курс маната», — подчеркнул Н.Джафарлы.

Отвечая на вопрос о том, как долго удастся властям Азербайджана контролировать цены на продукты первой необходимости, эксперт сказал, что административный метод контроля цен еще больше усиливает предположения о том, что в будущем ситуация ухудшится.

Малый и средний бизнес, по его мнению, постараются в будущем покрыть свои убытки за счет потребителей. Кроме того, на фоне слухов об ожидаемой девальвации бизнес структуры еще в январе привозили товары в больших объемах. В январе импорт вырос почти на 40%, это показатель того, что бизнес ожидал удешевления маната, добавил он. 

«Есть некоторый объем товаров, которые были закуплены по старому курсу маната. Это обстоятельство позволяет бизнесу пока что сдерживать цены на продукцию. Плюс ко всему, сдерживающим фактором служат также штрафы за административные правонарушения, власти осуществляют серьезный контроль. Разумеется, такая ситуация не затянется надолго. Даже близкий к правящей семье руководитель такого большого холдинга как «Azersun Holding», выступил с заявлением, отметив, что сдерживать цены на прежнем уровне практически невозможно и товары местного производства подорожают на 15-17%. Это заявление, кстати говоря, можно считать анонсом того, что после праздников уже сдерживать цены будет просто невозможным. Я думаю, в ближайший месяц население будет ощущать повышение цен, а в конце апреля – в начале мая мы ощутим большой скачок цен в определенных сегментах экономики», – убежден экономист.
Говоря о словах главного банкира страны о том, что до конца года в курсе маната серьезных изменений не ожидается, Н.Джафарлы сказал, что после девальвации глава Центробанка потерял доверие со стороны населения и банковского сектора.

Экономист считает, что девальвация национальной валюты продолжится в течение года, но столь резких движений, которые были предприняты недавно, не приходиться ожидать, потому что экономика страны в таком случае просто не выдержит.

«Но мягкая, плавная девальвация ожидается до конца года. И все будет зависеть от цен на нефть. Если цена на нефти будет в пределах 50 долларов за баррель, то, скорее всего, до конца года манат подешевеет. Давление на манат будет оказывать и сильные позиции доллара, который обретает силу по отношению к другим валютам», — резюмировал эксперт.

 

Эмиль Мустафаев

Теги: