«Азербайджан вынуждает Армению тратиться на вооружение, что сравнимо с гонкой вооружений между США и СССР»

В своих выступлениях отечественные политики во время подписания «Контракта века» в унисон говорили, что после этого события Азербайджан перетянет на свою сторону Америку, и карабахский конфликт будет урегулирован, вспоминает политолог Расим Агаев. По его словам, безусловно, Азербайджан выиграл от нефтяного соглашения, но коренная проблема страны не нашла своего решения. Обладая стратегическими ресурсами, Азербайджану не удалось настоять на своем.

В интервью Minval.az эксперт дал оценку очередной вспышке напряжения на линии соприкосновения войск Азербайджана и Армении, влиянию внешних игроков на конфликт, а также австралийскому фиаско Путина.

 

Расим бей, недавняя вспышка напряжения в зоне Карабахского конфликта выгодно внешним игрокам этого конфликта, или это результат армянской провокации?

С учетом того, что внешние игроки осознают стратегическую ценностью Южного Кавказа, но при этом особого рвения для урегулирования конфликта не проявляют, можно предположить, что внешние силы на данном этапе в разной степени стремятся сохранить существующий статус–кво. Такое обстоятельство позволяет им присутствовать в регионе, более того, – укреплять свои позиции. По крайней мере, Россия, которая так активно участвовала в сецессии Карабаха, передачи его Армении, США, которые вместе с Западом столь демонстративно поддерживают Армению, ничем не подтвердили свое желание положить конец конфликту. Урегулирование конфликта же требует подобрать определенный статус Карабаху, вывод армянской стороной своих войск из оккупированных территорий. Но никто это не делает. Значит, это работает на пользу интересов всех внешних акторов: может быть, Европе и США в меньшей степени, а России – больше.

 

Какова, по-вашему мнению, вероятность возобновления очагов напряжения в нашем регионе?

Такая вероятность находится в прямой зависимости от главного внешнего фактора – от стабильности в России. Если Россия дестабилизируется, если в этом государстве произойдет, скажем, внутренний взрыв, или какая-то внешняя агрессия, в результате которой она будет втянута в конфликт с Украиной, следовательно, сосредоточит свои усилия на этом фронте, то она вынуждена будет ослабить свои позиции в остальных регионах. А это в свою очередь может привести к эскалации напряжения, военным конфликтам в нашем регионе. В таком случае эти конфликты будут контролироваться США.

 

Власти Азербайджана приняли решение увеличить оборонный бюджет страны в 2015-ом году до 4.8 млрд долларов с нынешних 3.8 млрд долларов. О чем говорит такая тенденция: Азербайджан подстраховывается или готовится к войне?

Во-первых, не стоит путать понятие боеспособности армии с количеством закупаемого вооружения. Количество вооружения – это лишь часть боеспособности. Но закупка вооружения, конечно, в какой-то мере способствует росту военных и физических возможностей. А на войне все проверяется исключительно на поле боя. Поэтому говорить с уверенностью о возросшей боеспособности нашей армии было бы преждевременно. Во-вторых, для меня в некотором смысле является подозрительным возникшая увлеченность в закупке вооружения. При бывшем министре обороны Сафаре Абиеве также было приобретено много военной техники, но до сих пор неизвестно, какая часть этих миллиардов идет в карман огромного количества генералов, которые появились в стране за последние годы, а какая – реально расходуется на закупку вооружения. В какой мере вообще эти закупки осуществляются рационально? Не по завышенным ли ценам мы приобретаем военную технику? Ведь в СМИ неоднократно мелькала информация о том, что Министерство обороны закупало далеко не всегда самое высококачественное оружие, иногда даже старое. Но, к сожалению, в силу отсутствия прозрачности, мы не можем знать обо всем подробно.

Следует отметить, что Азербайджан никогда прежде не обладал такой военной мощью, как сегодня. Однозначно это надо лишь приветствовать.

Но все это вооружение остается в казармах, а со временем превращается в груду бесполезного металла. С другой стороны, Азербайджан вынуждает Армению также тратиться на вооружение, что, конечно же, сравнимо, с той гонкой вооружений, которая в свое время была между США и СССР, и которая послужила кризису в СССР.

 

Учитывая нынешние геополитические реалии, то, что можно ожидать от переговоров в ближайшем будущем?

Без решительной позиции России и США, или одной из этих стран, никакого сдвига в переговорном процессе не произойдет. Так сложилось, и с каждым днем все больше очевидно, что конфликт управляется из России, а контролируется из Вашингтона. Идет война не из-за Армении или Азербайджана, а за сохранение влияния на регион, присутствие в котором будет оказывать влияние на судьбу широкого геополитического массива. Из Южного Кавказа можно увеличить влияние на Иран, Турцию, на Каспийский бассейн, на черноморское побережье. Ставки в игре очень велики, и иногда задаешься вопросом, что как мог Азербайджан, обладая таким стратегическим ресурсом, проиграть войну бедной Армении…

 

 Российско-американские отношения находятся в своей наихудшей точке со времен «холодной войны». Выходит, решение конфликта отодвигается еще на долгие годы?

Ситуация такова, что Азербайджан признал основной принцип международного права о том, что все конфликты обязательно надо решать мирными, политическими средствами. Это было одним из условий принятия нашей страны в ряды ПАСЕ. Поэтому претензии к Европе, Америке, России не состоятельны.

С другой стороны, если Азербайджан предпримет какие-то реальные военные шаги по освобождению своих территорий, он может поставить под угрозу свое международное положение и свои международные связи. Поэтому для решения конфликта необходимо иметь договоренность с основными игроками.

Я хорошо помню выступления отечественных политиков во время подписания «Контракта века», когда они в унисон говорили, мол, после этого нефтяного соглашения мы перетянем на свою сторону Америку, и конфликт будет урегулирован. Но сделать это не удалось. Безусловно, Азербайджан выиграл от этого контракта века: ускорились темпы экономического развития страны, начался строительный бум, были проложены новые нефтепроводы, мы стали важным энергетическим игроком. Но коренная проблема Азербайджана не нашло своего решения. Обладая стратегическими ресурсами, Азербайджану не удалось настоять на своем. Да, положение Армении и Азербайджана никак несравнимо. Но, с другой стороны, у Армении есть существенные рычаги влияния. Армяне присутствуют и в Вашингтоне, и в Москве, и в Париже, и в Берлине.

 

К чему приведет австралийская неудача президента Владимира Путина?

Я бы не назвал этот саммит неудачным исключительно для Путина. Это было фиаско Меркель, Олланда, Кемэрона, которые, как мальчики следуют за юным Обамой.

Их поведение продемонстрировало не союзнический характер их взаимоотношений, а абсолютно подчиненную роль европейских государств к США.

Международные дела так не ведутся. Речь идет о руководителе, который пользуется поддержкой одной шестой части земли, огромной страны, которая представляет жгучий интерес для всех них. Борьба сегодня идет за Россию. А поведение западных лидеров показывает, что они хотят завоевать Россию. Но сделать это так, как было раньше нельзя. Раньше ведь создали лучшие условия в США, показали, что социализм беспомощный, что жить надо по-американски. Тогда это было эффективным методом.

Завоевать с помощью бомб, войн? Ни у одного народа, страны не найдет поддержки такого отношения к их лидеру, как бы он им не нравился. Есть понятие национальной гордости, оно у русских все-таки развито.

 

Многих россиян, да и нас в Азербайджане волнуют санкции в отношении России. Выдержит ли Россия эти санкции?

Ответ на ваш вопрос зависит от того, насколько долго эти санкции продлятся. Опыт показывает, что попытки задушить полностью Россию никогда не имели успеха. Более того, история разворачивалась иногда таким образом, что США вынуждена были искать союза с Россией, как это было в 1941 году. Я думаю, что нынешняя ситуация продлится года два- три, а новый президент США учтет горький опыт своего предшественника и внесет соответствующие коррективы.

Россиянам удастся выстоять. Сегодня развивается российско-азиатское сотрудничество, в котором уже просматриваются определенные перспективы. А это скрасит спустя некоторое время и без того не легкую жизнь наших соотечественников в России, а экономика как-нибудь сама по себе выпрямится.

Многие экономисты считают, что в сегодняшнем глобализирующемся мире применение санкций в отношении держав – это нонсенс. Это не самый лучший ход.

Падение цен на нефть отражается и на нас. Азербайджанцы из России могут вернуться обратно, что вызовет определенную социальную напряженность у нас в стране. Ничего хорошего в изоляции России не просматривается для нас. Поэтому меня смущают всегда наша оппозиция, которая ждет развала России. А в чем заключается интерес? Я до сих пор не получил нормального убедительного ответа на свой вопрос. Почему мы должны радоваться развалу России? Тектонический сдвиг в геополитике всегда чреват серьезными последствиями, за ним следует цепь развалов, накаляется международная обстановка. Я думаю, что Россия переживет нелегкие времена.

 

Беседовал Эмиль Мустафаев

Теги:
Из этой рубрики