«Баку согласовывает темпы интеграции с НАТО и ЕС»

Как известно, сегодня в Уэльсе стартовал двудневный саммит НАТО, на котором, как полагает большинство экспертов, скорее всего, в стратегию Североатлантического альянса будут внесены значимые изменения за последние десятилетия. Причина – кризис в Украине и агрессивные действия президента России Владимира Путина.

Более того, саммит станет очень крупным мероприятием: в нем примут участие более 60 глав государств мира – кстати, не только собственно членов НАТО, которых сейчас 28, но и тех стран, которые с этой организацией связывают соглашения о военно-техническом и политическом сотрудничестве. Их будут сопровождать в общей сложности около 10 тысяч членов делегаций – министров, советников и помощников.

Президент Ильхам Алиев также прибыл вчера ночью в Уэльс с целью участия на данном саммите. Партнерство страны с  НАТО в настоящее время находится на этапе программы İPAP (Оперативный план индивидуального партнерства).

Поддержит ли Альянс Украину? Зачем президент Алиев направился в Уэльс? И почему Россия решила проводить военные учения неподалеку от Казахстана и Азербайджана? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответил политолог Зафар Гулиев.

 

– Украина сегодня ждет помощи от НАТО. Однако, на первый взгляд, организацию  сдерживают два фактора: с одной стороны, Альянс явно старается не провоцировать Россию, с другой- Украина формально не является членом НАТО, следовательно и не может претендовать на помощь 28 стран-участниц. Как считаете, поддержит ли НАТО все-таки Украину?

– Безусловно, украинская тема будет одной из центральных на этом саммите, в принципе, разговоры об этом были еще задолго до начала мероприятия. Я полагаю, что страны-участницы НАТО в целом окажут поддержку Украине. Само обсуждение ситуации в Украине уже в какой-то мере характеризует внимание к этому конфликту и поддержку Киеву. В то же время, думаю, что, во-первых, страны Североатлантического альянса в ходе обсуждений выскажут ряд конкретных предложений по обеспечению безопасности всех сопредельных с Украиной стран, а во-вторых, для разрядки напряжения в самой Украине и, самое главное, будут обсуждены вопросы нейтрализации угроз, исходящих от России. Вопрос, как обуздать  агрессивные планы России – пожалуй, основная задача для всего западного мира.  Многие полагают, что если сегодня не положить реальный конец  агрессивному стремлению Путина, то завтра, вслед за Украиной, эти риски могут коснуться и стран Балтики, Восточной Европы. Именно Владимир Путин своими агрессивными действиями ускорил процесс расширения НАТО.

 

– Получается, что нам стоит ожидать изменения Североатлантического альянса в результате конфликта на Украине.

– В принципе, не исключено, что во время саммита будут обсуждаться и вопросы внесения определенных изменений в устав организации, в порядок регламентации действий стран –участников Альянса. Заявление о размещение дополнительных военных баз НАТО еще в пяти восточно-европейских странах, знаковый визит Обамы в Эстонию – все это говорит о том, что под определенным прессингом Вашингтона члены Альянса, которые, кстати,  также стали чувствовать угрозу, исходящую от России, наверное, на этот раз предпримут более решительные шаги для усиления потенциала влияния НАТО именно на постсоветские страны.

Я думаю, что именно эта повестка саммита НАТО, активизация усилий Альянса, вынудили Москву пойти на новые миротворческие игры. Не случайно, что вчера последовал мирный план Путина. То есть вполне ясно, что возникло это не просто так.   В Кремле понимают, что на фоне противостояния со странами-участницами НАТО  получится осуществлять на равных свою экспансионистскую  политику, сдерживать натиск организации. В этом плане, думаю, возникает определенный переломный период в противостояние Запада с Россией. По всей видимости, после этого саммита мы уведем определенные знаковые изменения в этом процессе.

 

– Какие конкретно, по-вашему мнению,  Альянс должен предпринять шаги в ближайшие недели?

– Прежде всего, НАТО должно усилить свое присутствие в Украине. Кстати,  для этого есть разные формы, необязательно Украине быть членом НАТО. Принятие Украины в НАТО, конечно же, невозможно в кратчайшие сроки, но есть различные формы усиления присутствия Альянса. К примеру, в текущем месяце планируются учения НАТО в Украине. Подобные учения можно проводить в более широком формате, более регулярно. Сам факт проведения этих учений говорит в какой-то мере о поддержке, оказываемой Украине. Кроме того, можно активизировать поставки вооружения в Украину. Вообще можно занять более принципиальную позицию в отношении действий России на востоке этой страны. Руководители Альянса не должны ограничиваться только заявлениями, у этого военного блока есть достаточно широкий набор инструментов воздействия, как открытых, так и тех, которые находятся за кадром, но, тем не менее, оказывают эффективное влияние на процессы.

Руководство НАТО не должно ограничиваться сегодняшними угрозами от России в отношении Украины. Они не должны все время действовать в хватке событий. Необходимо предупреждать угрозы. Прежний период, когда сама Россия являлась партнером Альянса – существовала, кстати, специальная программа, обслуживающая интерес данного сотрудничества- остался позади. Все прекрасно понимают, что НАТО и Россия больше не являются союзниками, теперь они противостоящие друг другу силы. Причем прежнюю конфигурацию изменил не Североатлантический альянс, а иной оттенок стилю придала сама Россия. Поэтому НАТО должно пересмотреть свою стратегию предыдущих лет, ту стратегию, которая зародилась после развала СССР и предусматривала включение России, и всех постсоветских стран в программу сотрудничества с Альянсом. Раньше основными приоритетами борьбы для НАТО были угрозы, исходящие от различных террористических организаций, разных диктаторских режимов, дестабилизирующих ситуацию в мире. Но сегодня иные возникли совершенно иные реалии, в которых Россия превращается в одну из главных угроз для стабильности и безопасности в мире.

В нынешней ситуации Альянс должен внести серьезные коррективы в свою стратегию, и она не должна, как я уже сказал, ограничиваться событиями в Украине, но одновременно, задумавшись о завтрашнем дне, взять под зонтик те постсоветские страны, которые возлагают надежды на организацию. В первую очередь Молдову, которая может столкнуться с российскими угрозами из-за Приднестровского конфликта; Грузию, которая уже испытала агрессию России; Азербайджан, у которого достаточно поводов для беспокойства.  НАТО должно действовать в более опережающем направлении.

 

– Грузия, кстати сказать, на саммите НАТО, в числе пяти стран, получит «золотую карту» и будет рассматриваться как «партнер номер 1», что означает самое высокое положение без фактического членства в альянсе.  Мне вот интересно, зачем президент Алиев принимает участие на саммите. Ведь Азербайджан не намерен вступать в Альянс в будущем.

– Дело в том, что многие акцентируют внимание только на внешнем проявлении поведения нашего руководства. Часто говорят, что, смотрите,  Грузия, Молдова активно демонстрируют стремление войти в  НАТО, в ЕС, а у Азербайджана нет таких планов. Но у нас часто забывают о том, что даже в бытность ГУАМ, когда организация была активной,  в тот период Азербайджан действовал также пассивно. Надо понять простую вещь: это не просто капризы руководства Баку, а это согласованные темпы интеграции в западные структуры. Для разных стран эти темпы различны. Они согласованы и с НАТО, и с ЕС. Азербайджан, в отличие от Украины, Молдовы, Грузии, единственная страна, которая представляет особое геостратегическое значение в силу того, что является важным экспортером нефти и газа. Это единственная в вышеупомянутой четверке страна, которая может играть роль энергетической альтернативы, для того, чтобы смягчить энергетические угрозы России. И в этом плане, когда президент Алиев в вопросе подписания соглашения об Ассоциации с ЕС еще в ноябре прошлого года демонстрировал несколько отличное от других стран поведение, точнее сказать,  заявил, что предпочитает двухстороннее соглашение с Брюсселем, это позиция тогда, я думаю, была согласована с ЕС. Еще раньше Баку подписал с руководством ЕС соглашения об энергетическом партнерстве, кстати, тоже двухстороннее. Страны Запада, США, руководство НАТО понимая более щепетильное, рисковое положение Азербайджана в сравнение с другими странами, и учитывая значение Азербайджана для Европы в аспекте энергетической безопасности, сами соглашаются на то, чтобы Азербайджан двигался более медленными темпами. Предыдущие годы показали, что Баку не свернул с пути интеграции с ЕС, наоборот, он шагает, но делает это  постепенно, осторожно вслед за Киевом, Тбилиси, Кишиневом. Для Азербайджана сегодняшние угрозы России более значимы, но и Запад не хочет, чтобы Азербайджан стал объектом атаки России.

 

– Говоря о военной атаке. Россия намерена провести военные учения неподалеку от Казахстана. Более того, в прессе сегодня мелькнула информация о том, что на юге России начались плановые учения войск ПВО и авиации, а также в Каспийском море с участием кораблей Каспийской флотилии. О чем все это вам говорит? Россия решила активизироваться и на втором фронте? 

– Кремль не отказался от своей неоимперской политики, и нынешнее,  так называемое мирное предложение Путина – ни что иное, как лукавый и коварный план, направленный на консервацию конфликта в Украине. Эти шаги примерно такого же типа, какие были во время Бишкекского мира, который был инициирован Россией для урегулирования  Карабахского конфликта. Ведь тогда конфликт был консервирован не в пользу Азербайджана, мы знаем, что ключи реанимации конфликта, манипулирования им находятся в руках у Москвы. Она всего лишь заморозила конфликт. Азербайджан в невыгодном положении и в любой момент конфликт может быть использован против нас самих. Россия догадавшись,  что полностью форсировать раскол Украины, учитывая активизацию Запада, ей не удается, идет на коварный план и в тоже время представляет миру себя в роли миротворца. Если проанализировать «план» Путина, в котором не предусмотрено разоружения «ополчения», то мы понимаем, что главным принципом является отвод именно украинской армии. Получается, что Москва в более благоприятном для себя положение желает законсервировать этот конфликт и тем самым отвлечься от Украины на другие постсоветские регионы. Это и является основной угрозой для других стран. Россия была втянута в Украину, теперь она желает направить свои неоимперские планы в отношении других, неподдающихся пока полному контролю Москвы, стран. В число таких стран входят Азербайджан и Казахстан.

 

Эмиль Мустафаев

Теги: