Претензии о «Геноциде армян» в свете исторических фактов

24 апреля – день, когда армянские националисты начинают антитюркские действия в мировом масштабе, используя все политические и дипломатические каналы. Что стоит на самом деле за их обвинениями в «геноциде», который сегодня внесен на повестку дня парламентов стран мира?

Этот вопрос прокомментировал в своем интервью председатель организации «31 марта» писатель, историк Хагани Исмаил, который всесторонне исследовал «геноцид армян» на основе архивных материалов Турции.

 

– Хагани бей, в последние десятилетия и, в особенности в последние годы, 24 апреля армяне пребывают в ожидании. Эта дата запомнилась как день непрекращающихся армянских обвинений. Как вы думаете, с какими событиями в действительности связана эта дата?

– Чтобы найти ответ на эти вопросы, следует в первую очередь обратиться к событиям 1915 года в Турции. 18 октября 1914 года российская армия при поддержке армянских добровольческих формирований с востока (Восточная Анатолия), а 5 ноября Великобритания, Франция и их союзники на юго-западе начали войну с Османской империей.

Союзные державы (Великобритания, Франция и др.) направили в Чанаггалу (Дарданеллы) около полумиллиона солдат. Великобритания – 410 тыс. человек, Франция – 79 тыс.. Потери одной только Великобритании составили 213 тыс. 980 человек. Численность армян, сражающихся на стороне, наступавшей со стороны Кавказа России по некоторым данным составили 250 тыс. человек, а на стороне Союзных сил свыше 50 тыс. человек.

До поры, до времени (до девятого месяца со дня объявления мобилизации), Османское правительство, исходя из гуманистических соображений, проявляло терпимость к армянам. Однако после мятежа в Ване стало ясно, что необходимо хирургическое вмешательство. По этой причине МВД 24 апреля 1915 года направило в провинции и государственные учреждения секретную инструкцию, предписывающую о закрытии армянских комитетов, конфискации документов и арест глав комитетов. Кстати, если бы были такие события произошли в России, то их участников приговорили бы к расстрелу и пли пожизненной ссылке.

Однако предпринятых Османской администрацией мер оказалось не достаточно: потому, что население оказывало тайную поддержку комитетчикам, укрывая их и их оружие, обеспечивая продовольствием; вместо оказания содействия жандармерии в проведении приграничных операций превратились в пособников и заложников армянских мятежей. В конечном итоге, правительство заявило о необходимости закона о переселении армян и 30 мая 1915 года закон официальное название которого «Mеclisi-Vükеlanin Tеhcir» («Решение парламента о временном переселении) вступил в силу.

 

– Были ли в истории других государств, похожие события?

– Разумеется, такие переселения объясняются законами войны. В свое время Византийская империя в войне с сельджуками переселяла своих армянских подданных вглубь страны, так как те были склонны к предательству греков. Также во время войны Японией США депортировали своих японских граждан вглубь страны. Депортация в СССР во время Второй мировой войны крымских татар, турок-месхетинцов и мусульман Северного Кавказа (чеченцев, карачаевцев и др.) на Дальний Восток, в Среднюю Азию из этой же серии.

 

– Как указано в недавно опубликованном Вами энциклопедическом исследовании «Армянский вопрос:турецко-мусульманский геноцид», во многих официальных документах отражены все аспекты исторической склонности армян к предательству…

– Это правда. Ограничимся лишь малой частью бесчисленного множества таких документов: в телеграмме отправленной царем Николаем II командующему Бязидского фронта Российских войск после захвата Вана 18 мая 1915 года содержится просьба предать армянам благодарность. «Мы благодарны населению Вана-армянам за их мужество», – говорится в телеграмме. Это перекликается с лейтмотивом статьи, опубликованной 13 августа 1915 года в парижской газете Tempo: «С самого начала войны Арам Манукян пожертвовал своим благополучием, бросил дела, опоясался оружием и возглавил восстание в Ване. Теперь Россия захватила эту область. В знак признательности армянам, которые себя прекрасно проявили в войне, Арам был назначен губернатором».

Издание Sole de Midi 9 февраля 1916 года писало об этом так: «По информации, которую мы получили, господин Сазонов заявил в Государственной Думе, что в Ване под предводительством Арама Манукяна 10 тысяч армян на протяжении месяца оказывало сопротивление турецкой армии и еще до прихода русских вынудили турок отступить. 30 тысяч армян вот уже 9 месяцев в горах Самсуна ведут отчаянную борьбу в ожидании прихода с Кавказа российской армии и вмести с ними армянских добровольцев. В Киликии тысячи армян ждут англо-французской помощи».

Сам Сазонов также сообщает, что армяне воюют вместе с русскими против Османской империи. В Севре этот факт был признан самими армянами. Также этот вопрос неоднократно упоминается в воспоминаниях русских офицеров.

По этой причине, армяне были переселены в боле безопасные регионы Османской империи – в такие населенные пункты как Хама, Хумс, Алеппо, Ракку, Херек, Харван, Зор, Мосул, Диярбакыр, Джизра. Из-за суровой зимы 1915 года, начиная с 25 ноября переселение было временно приостановлено, а впоследствии этому был полностью положен конец. Во время переселения защищались все права, включая права собственности – было принято и исполнено решение, позволяющее вернуться на свои места поселения. Исключение было сделано лишь для армян совершивших преступления, но и им были созданы условия для эмиграции.

 

Обсуждение растущего год от года числа жертв «геноцида армян» уже перестали быть серьезными и превратились в тему анекдотов. Какова здесь реальная картина. Что стоит в реальности за этим утверждением?

– Эту раздутую статистику можно легко опровергнуть: достаточно сравнить международную статистику, османскую статистику и статистику армянского патриархата до I мировой войны. Иначе говоря, за все годы войны погибло не более 300 тысяч армян, причем большинство из них погибли на войне.

 

– Соответствует ли современным требованиям борьба Турции с армянской пропагандой?

– Разумеется, нет. Объясню причины этого ограничиваясь из-за недостатка времени материалами архивов Турции и Великобритании. 30 января 1919 года были арестованы видные деятели правительства «младотурков» Османской империи. В общей сложности в казематы были брошены 27 человек – министры, депутаты и т.д. 27 апреля 1919 года начался судебный процесс против лидеров «младотурков» (г-н Энвер, г-н Джамил, доктор Назим и др.), которых посадили на скамью подсудимых садразам (Великий везир) Саид Хадим паша, председатель Меджлиса (парламента) Халил Ахмад Низами (министр иностранных дел) … и др. В ходе процесса, англичане отправили представляющих для них арестантов на остров Мальту. 16 марта в 1920 года на Мальту была доставлена новая группа арестантов. Таким образом, за период с начала оккупации Стамбула и до конца года, число заключенных на острове достигло 118. 55 из них было предъявлено обвинение в «преступлениях связанных с депортацией армян» (16 человек обвинялись в совершении прочих преступлений, преступной халатности , 17 должностных лиц обвинялись в халатности, 22 человек были задержаны в качестве подозреваемых в связи с резней).

На самом же деле, это не было депортацией. Потому что депортация – означает выдворение заграницу. Армян же никто выдворял за пределы страны. Их поселили, причем временно, внутри страны в места где они не могли бы создавать проблем, «Все это нашло свое отражение в Законе о Техчире».

Встал вопрос: кто и как будет судить арестованных? Самым подходящим было сочтено поручить решение вопроса английскому королевскому прокурору, и 10 июля 1919 г. в Лондон было отправлена соответствующая бумага. В соответствии с предложением прокурора в Севрский договор было включено положение о наказании преступлений, связанных с «депортацией».

Но вопрос этим не исчерпывался. Требовалось предъявление суду, будь то международный или английский, доказательств вины обвиняемых. Королевский прокурор письмом от 8 февраля 1921 г. потребовал собрать и представить ему необходимые документы.

Направленные из Стамбула бумаги не отвечали предъявляемым требованиям. Это были агентурные донесения, пересказ слухов и другие подобные «доказательства».

Стамбульский Верховный комиссариат производил аресты по любому доносу армян или греков, не требуя доказательства выдвигаемых обвинений. В результате, стало невозможным подтвердить чью-либо вину из задержанных, даже если среди них и были преступники. Королевский прокурор 29 июля 1921 г. был вынужден обратить на это внимание.

«Пока предъявленные документы не будут подтверждены более убедительными доказательствами, Королевская прокуратура не убеждена в возможности достижения результатов»

Англия прибегла к последней возможности. Было решено обратиться к другим странам с просьбой помочь в сборе необходимых документов. Подходящей страной являлась Америка, так как она не участвовала в войне и деятельность ее посольств и консульств в Турции не прерывалась. Если бы Франция располагала доказательствами, она и без напоминаний незамедлительно предъявила бы их общественности.

13 июля английский посол сообщал из Вашингтона: «Выражаю сожаление, что не найдено ничего, что могло бы быть использовано против турок, содержащихся на Мальте»

Имея такие неопровержимые доказательства, официальные лица Турции отвечают на обвинения армян общими словами, теряя время. Турция должна заявить, что все эти вопросы прошли через сито следствия и были закрыты, потому, что не имели перспективы для суда, и по этой причине переведены в политическую плоскость. Необходимо объявить об этом, комментировать это, издавать в этом направлении книги на турецком и иностранных языках, снимать документальные фильмы.

По совести, скажем, очень немногие турецкие ученые, в особенности в последние десятилетия проводили в этой связи фундаментальные исследования, вооружились неопровержимыми аргументами по этому вопросу. Если к этому прибавить доказательства добытые учеными мира, в том числе и Азербайджанскими исследователями, то получится великолепный набор доказательств. Однако этот потенциал не может рационально использовать ни Турция, ни Азербайджан. Не секрет, что армяне подготовили к 100-летию событий 1915 года исторический «сюрприз». Поэтому, государство не должно игнорировать тревожные сигналы специалистов, призывающих к превентивным мерам, связанным с сутью и перспективой этой проблемы.

 

minval.az

Теги: