«Политика США в отношении постсоветских стран- детские игры с пластилином»

Господин Князев, за последнее время вновь стал активизироваться вопрос открытия турецко-армянских границ. Как вы считаете, будут ли ЕС и США оказывать прессинг на Турцию в данном вопросе?

– Этот вопрос в большей степени относится к сфере политических игр, нежели к реальной политике. Турция сейчас находится в чрезвычайно сложном положении, под вопросом ее собственная территориальная целостность, вопрос о вступлении в ЕС, скажем, давно де актуализировался. Думаю, в Ереване прекрасно понимают, что подобные инициативы Анкары в обозримой перспективе нереализуемы, а могут быть лишь декларативными.

 

Как вы расцениваете политику США в отношении кавказских и среднеазиатских стран?

– Как детские игры с пластилином. Средняя Азия и Закавказье интересны США как ресурсные или важные геостратегически. Это политика даже не двойных, а куда более многочисленных стандартов. Спустя двадцать лет этой политики, уповать на стремление помочь кому-либо как цель американской внешней политики могут только люди или очень глупые, или слишком инфантильно наивные.

 

 

Число мигрантов из Армении стремительно растет, точно также как уровень бедности и безработицы. Как вы думаете, после того как страна вступит в ТС, расширит ли Россия экономическую помощь и стратегическое партнерство?

– В порядке информации к размышлению: по данным МИД Азербайджана, число нелегальных мигрантов из Азербайджана, работающих в России, составляет миллион человек. Численность нелегальных мигрантов по отношению к населению Азербайджана составляет 12,5-25%, из Армении – 10-14%. Представьте их едино моментное возвращение на родину? И для Армении, и для Азербайджана, где показатель выше едва ли не в два раза… Армения, вступая в ТС, от этого застраховывается.

Что касается уровня бедности и безработицы, то по этим показателям статистика везде чрезвычайно лукава, в ней не учитывается тот же фактор поступлений от мигрантов, поэтому говорить о ней не имеет смысла.

 

– Позиция Азербайджана в этом вопросе однозначна и ясна. Но, и все-таки хотелось бы узнать ваше мнение по нему. Есть ли гарантии в плане позитивного решения Нагорно-карабахского конфликта, при условии членства Азербайджана в ТС?

– Насколько я понимаю, вопрос о вступлении Азербайджана в Таможенный союз пока особо не обсуждается. Гипотетически в сфере чистой экономики это были бы не быстрые, не простые, но плюсы для Азербайджана. Практически пока об этом говорить чрезвычайно рано. В отношении же проблемы Нагорного Карабаха – позитивное решение с разных сторон выглядит по-разному. Участие в общем экономическом, включая таможенное, пространстве с Арменией, появление совпадающих экономических интересов, случись когда-либо такое, могло бы подсказать некие компромиссные решения. Но пока это только мечты, пока важнее бы сохранить хотя бы статус-кво и обойтись без новой военной конфронтации. Понимаю, что в Азербайджане этот статус-кво воспринимается негативно, но война – это все равно хуже. Тем более, что априори победители в ней вряд ли будут.

 

Последние события в России, способствующие разжиганию межнациональных конфликтов могут ли дестабилизировать ситуацию внутри страны?

– Любой национализм имеет две сущности. Либо это инструмент, либо естественная (хотя все равно идеологически подпитываемая) реакция на нерешенные проблемы. В последних событиях присутствует преимущественно второе. В исторически русских регионах десятилетиями уже в экономике и не только в ней доминирует альянс этнических (нерусских) криминальных группировок с российскими (в основном русскими по содержанию) коррумпированными госструктурами. Рано или поздно, это должно было вызвать протест. И он во многом естественный. Но он и используется в качестве инструмента – этим самым альянсом этнического криминала и коррумпированных чиновников. Используется с целью дестабилизировать ситуацию в такой степени, чтобы избежать попыток переделов, ущемляющих его интересы. Все происходит только в Москве и только после того, как новый мэр пытается ситуацию изменить. В один день с событиями в Бирюлево на подобной овощной базе в Отрадном происходил конфликт между чеченцами, контролировавшими базу, и работавшими у них таджиками. Таджики «победили», пришлось ОМОНу вызволять чеченцев из морозильника, куда их водворили ущемляемые до того времени таджики. Какой тут национализм? Это сфера криминально экономических интересов, но никак не межэтнических отношений. Этническая разность эксплуататоров и эксплуатируемых создает идеологию конфликта, но не наоборот.

Дестабилизации в стране из-за этих событий не дождутся – те, кто ее бы жаждал. Повторение конфликтов – вполне возможно, особенно если не будет устранена причина, о которой я сказал: наличие этнических ОПГ и их связь с коррумпированными чиновниками. Страна в целом спокойна, Москва – это еще не вся Россия.

 

– Как будет разворачиваться ситуация в Сирии, и усилят ли свои позиции США и Запад в отношении Ирана?

– США и Запад на данном этапе в Сирии потерпели фиаско. Это мощная заслуга и иранской поддержки Сирии, и, особенно, российской политики в этом направлении. Сейчас США получили от России шанс выйти из плохой игры с более-менее приличным выражением лица. Этому подыгрывает Иран, начав в лице своего нового президента диалог с США. Не думаю, что Хасан Роухани это аналог Михаила Горбачева, «перестройка» по советскому лекалу в Иране вряд ли возможна, и это недавно подтвердил верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи, дав весьма скептическую оценку новым переговорам по иранской ядерной программе. Наиболее вероятно, что действия Ирана – просто хитрый ход персидской дипломатии, направленный на выигрыш времени. Используя при этом противоречия в самих США, там ведь тоже решения принимаются не единогласно. Иран уже получил определенный выигрыш, внеся раздор между Западом и их арабскими союзниками – Саудовской Аравией, Катаром, поставил в сложное положение Турцию. Сейчас надо ждать какой-то серьезной перегруппировки сил на Ближнем и Среднем Востоке, но вряд ли снижения конфронтации в стратегическом плане. Ресурсов для усиления своих позиций у США и Запада не много, у них отобрали темп сирийской, да и иранской ситуации. Но продолжение будет.

 

Тамара Тагизаде

Теги: