Зардушт Ализаде: Власти отдали Карабах и взяли остальной Азербайджан

Интервью портала Minval.az c известным политологом Зардуштом Ализаде.

 

– Добрый день, Зардушт бей. Как на Ваш взгляд сложатся у Азербайджана отношения с Западом и с Россией в следующие пять лет президентства Ильхама Алиева?

– Я отвечу вам банально: внешняя политика, как известно, является продолжением внутренний политики. В чем заключен смысл этой политики Азербайджана? В том, что элитные группы, занимаются приватизацией нефтяных, газовых, бюджетных, коррупционных доходов страны. Это является главным смыслом их существования и функционирования. Для беспрепятственной реализации этой внутренней политики, власти соответственно проводят внешнюю политику, которая, во-первых, обеспечивает так называемый абсолютный суверенитет Азербайджана, то есть не подчинение международным законам, и тем обязательствам, которая взяла на себя наша страна, которые помешали бы действующей элите воровать. И поэтому они возвышают флаг, отмечают праздник флага, воспитывают народ в духе верности к нашему суверенитету, будто суверенитет не относится к Карабаху, к исполнению законов, а относится только к тому, чтобы всем иностранным государствам можно было бы пригрозить пальцем. В этом смысле политика властей направлена на затормаживание объективных процессов глобализации, вовлечения Азербайджана в эти процессы в качестве субъекта политических вопросов с целью вовлеченности в евроинтеграцию. Всему этому власти препятствуют: не дай Бог это стало бы мешать им на пути выполнения поставленной ими задачи грабить Азербайджан. Что касается отношений с Россией, то в свое время несомненный лидер Национально-освободительного движения в Азербайджане Гейдар Алиев, будучи опытным советским, партийным, государственным деятелем, выстроил такую связь с Россией, что он как вельможный хан ограничил возможности Москвы вмешиваться в дела Азербайджана. За это следовало заплатить. Он расплатился Карабахом. А остальное стало его иерархией, мол, не вмешивайтесь во внутренние дела. Во второй половине 90-ых годов ельцинская Россия попыталась влезть сюда, но Гейдар Алиев не позволил. Азербайджан стал его вотчиной, он управлял им как хотел. И, несомненно, он завещал сыну, чтобы тот также владел самым большим богатством – азербайджанским народом. Таким образом и с Россией у нас определены правила игры: вам Карабах, а остальной Азербайджан вместе с нефтью и газом – нам. А с Ираном у нас очень холодная дружба.

 

– При новом президенте Ирана Роухани возможно ли, что у нас наладятся отношения?

– Нет. Ведь танго танцуют вдвоем. Двухсторонние отношения зависят также от желания другой стороны. У азербайджанской стороны это желание уже определено: не мешайте нам грабить Азербайджан. Более честные отношения с Ираном могут создать какие-то проблемы для нашей власти. Они не будут налаживать отношения с Ираном. Время от времени будут визиты, будем слышать слова о дружбе, исторической и религиозной общности, но серьезного ничего не будет. Потому что главные процессы происходят в Азербайджане. 150 миллиард долларов не мереные деньги, ими надо распорядиться.

 

– Взаимоотношения Азербайджана с Западом и с Израилем как-то влияют на похолодания в отношениях с Ираном?

– Абсолютно нет. Иран может нервничать, это их внутреннее дело, их право. Но для наших властей это не представляет никакой угрозы. А что касается отношений с Израилем, то это все лишь утилитарные связи, которые выгодны обеим странам. Израиль может продемонстрировать для своего населения иллюзию того, что они не со всеми мусульманскими странами находимся во враждебных отношениях, что, мол, с Турцией наши отношения испортились, а вот с другой мусульманской, тюркской страной – с Азербайджаном у нас дружеские отношения. На самом деле это наша элита дружит с Израилем. И делают это по очень простой причине: среди финансовой элиты мира, самой многочисленной этнической группой является кто?

Зардушт Ализаде: Власти отдали Карабах и взяли остальной Азербайджан 

– Евреи.

– Да. У кого много денег, то он должен дружить с евреем. У нашей власти очень много денег вот и намерены они дружить с евреями.

 

– С Турцией у нас также сложились не очень теплые отношения.

– Да. Потому, что Турция хотела глубже влезть в наши дела. Особенно в нефтяные. А наши власти ударили их по рукам, сказав, чтоб они не зарились на святые озера. Поэтому сегодня у нас такая холодная дружба с Турцией. Keep distance – мы со всеми странами держим дистанцию, которая необходима для того, чтобы власть безнаказанно могла грабить Азербайджан. Это является их главной целью существования в политике.

 

– Происходят интересные события. Вчера Сирия изъявила желание вступить в Евразийский союз, а сегодня с таким желанием выступила Индия.

– Кто куда вступает? В Индии 1 миллиард 200 миллион населения, если она вступит в Евразийский союз, то выяснится, что Евразийский союз вступил в Индию.

У Сирии безвыходное положение. Ей нужно обязательно заручиться сильными союзниками. Быть союзником страны, которая находится в окуляре снайперской винтовки, не все желают. В любом случае это само по себе является сигналом, что многие страны-изгои видят в ЕврАзЭС какую-то перспективу для себя, выхода из изоляции. Сама Россия кого-то насильно, а кого-то «калачом» заманивает ..

Зардушт Ализаде: Власти отдали Карабах и взяли остальной Азербайджан 

– Как Азербайджан?

– Нет. Азербайджан не будет вступать в Евразийский союз. Повторюсь, что смысл внутренний политики властей заключен в том, чтобы ни с кем не делиться.

 

– На днях президенту было направлено открытое письмо с призывом вступить с Евразийский союз…

– Это вообще смешно. Во-первых, личности, подписавшиеся под письмом и посты, которые они занимают – проправительственные, а уважаемый Акиф Меликов вообще является директором Театра Оперы и Балета. Им сказали – они написали. Я считаю, что это диктовалось потребностями нашей внешнеполитической реакции на критику Западом наших президентских выборов. Они угрожают Западу, что, мол, обидевшись, мы обратим взоры на Россию. Хотя у нас нет желания идти в сторону России. Здесь мы сами, а там прискочит какой-то российский олигарх и потребует долю …

 

«Азербайджанская власть не собирается враждовать с Арменией»

 

– Все же стоит ожидать какие-то ярко выраженные внешнеполитические ориентиры?

– Азербайджанская власть защищает свое право быть независимым хозяином своей территории и богатств.Поэтому она не собирается ни с кем враждовать, в том числе и ссорится с Арменией. Дали слово: отдали Карабах – взяли Баку. Как говорится, мужчина должен держать слово. Народу будут рассказывать байки, а параллельно заниматься освоением средств. А это главное. В этом случае, проевропейская ориентация невыгодна. Европа станет требовать, что мы были прозрачны и честны. А это все неприятно для властей. В доме повешенного о веревке не говорят.

А с Россией опасно, она хочет влезть в нашу страну и взять немалую долю от доходов. С Ираном также опасно: там конкретное идеологическое направление, основанное на идее социальной справедливости. И поэтому ислам также опасен. Поэтому прост рецепт, которым кормят наш народ: общенациональный лидер и его ценный преемник.

 

– А с чем все же была связана эта закрытая и поспешная инаугурация президента Алиева? Этим власти хотели продемонстрировать, что мы очень независимы и можем не считаться со своими зарубежными коллегами?

– Мы достаточно финансово стали независимыми. Деньги, которые приходят от нефти, для такой маленькой страны как наша, более чем достаточны. В начале, когда Гейдар Алиев не укрепился, и не выстроил свою систему, он больше считался с Западом, с Россией, со всеми. Он проводил более контактную политику. Получал какие-то импульсы, принимал решения с учетом мнения Запада. Сейчас власти ведут себя как мещанин во дворянстве. Имеют капиталы. Открыто говорят, что владеют финансами и за счет этого мы ни от кого не зависим. И поэтому они не принимают во внимание мнение Запада и спокойно правят населением.

 Зардушт Ализаде: Власти отдали Карабах и взяли остальной Азербайджан

«Для Запада Азербайджан находится где-то на 99-м месте, а может на двухсотом»

 

– К чему может привести такое противостояние с Западом?

– Никакого противостояния нет. Мы почему-то драматизируем ситуацию. Для Запада Азербайджан находится где-то на 99-м месте, а может на двухсотом. У Запада есть очень много проблем. И они не занимаются Азербайджаном. Есть некоторые бюрократические круги, к примеру, Госдеп, в котором есть отдел по делам постсоветских стран, есть и посол. Какие могут быть интересы США в Азербайджане? Нефть и газ они взяли, в мировом балансе территорию тоже взяли- Азербайджан стал транзитом для перевозок в Афганистан. Отечественный рынок не такой уж емкий, богатый, чтобы американские компании рынули к нам со своими товарами. Продают машины. Для американской внешней торговли это очень малый процент. Есть хорошие возможности для работы американской разведки, наши власти не препятствуют им.

 

– А чем был обусловлен такой интерес к Грузии?

– Когда СССР распался, три прибалтийские страны сразу рванули на Запад. Из оставшихся 12 стран, Грузия стала единственной, которая попыталась рвануть в сторону Запада. Это было им интересно. Но потом, когда Грузии дали по шапке, интерес пропал.

 

– Но все же почему выборы в Грузии, которые состоятся в это воскресенье, будут отличаться своей демократичностью. Это связано с политической волей или готовностью общества к демократии?

– Я бы сказал, что во первых, в Грузии нет нефти, а в странах, где население имеет очень низкую политическую культуру, наличие сырьевых богатств, делает неизбежным авторитарный характер правящих элит. Азербайджан как раз относится к таким странам. Она богатая нефтью и газом страна. Существует абсолютно низкая политическая культура населения, которая находится на уровне средневековья, отсутствуют демократические институты, и есть жадная антинациональная элита. В Армении были перспективы для демократии. После развала СССР открылась форточка, пришел воздух. Демократия – это возможность принятия более эффективных решений. То есть когда обсуждается вопрос, в этом участвует не одна голова, а сто, выслушивается не одна идея, а сто. Тогда бывает возможность принятия более эффективного решение. В Армении была такая возможность лишь теоретическая, но практически эта страна была задета под ребро, поймана карабахским крючком и висела, как и Азербайджан, на кремлевской стене. Грузия также находилась на таком крючке: Абхазия, Осетия. Но они увидели, что эта стагнация может продолжаться десятилетиями. Вырвались на Запад, отодрав кусок своего тела – Абхазию и Осетию, которые перешли в руки России. А сама Грузия пошла в сторону Запада, надеясь, что там для нее есть перспективы. Кстати, то же самое хочет сделать Украина. Они открыто говорят, что не хотят Россию, так как не видят в ней перспектив.

 

– А при новоизбранном президенте Грузии возобновятся отношения с Россией?

– Они вообще изначально сказали, что хотят улучшить с Россией, что нет претензий к России.

 

– Препятствием был Саакашвили?

– Да. Он хотел восстановить единство Грузии, а Россия не позволила ему это. Саакашвили допустил ошибку, что попал на провокацию Запада, пошел на войну, его вынудили, и он проиграл. Конфронтация бессмысленна. Иванишвили очень прагматично рассудил, что с Россией надо восстановить отношения, просто надо набраться терпения и ждать.

 Зардушт Ализаде: Власти отдали Карабах и взяли остальной Азербайджан

– Все же в последние дни актуальны события в Бирюлеве: эти события были стихийными или можно считать их путинской заготовкой?

– Я не думаю, что это можно считать путинской заготовкой. Каждый день в России кто-то кого-то убивает. И очень часто бывает, что азербайджанец убивает азербайджанца, таджик – таджика. Но в России есть благоприятная для спекуляции тема «межнациональной атмосферы» и есть целый отряд людей, которые ею пользуются. Это националисты, это «акулы пера», которым это выгодно. Обратите внимание на то, что в первые 3 дня ничего не говорилось об этом убийстве, потом уже националисты стали подстрекать. А народ объективно был недоволен овощной базой, засильем мигрантов, продажностью полиции. Многие стали зарабатывать на этом и дальше. Но в какой-то момент все очнулись. Кто-то наверху подумал и нажал на тормоза. Все равно российская власть не отстает от взятой линии перенаправления общественного недовольства от очень важных проблем на третьестепенные, а мигрантская политика, межнациональные отношения относятся именно к этому разряду. Более важно для России это коррупция, неэффективность власти, жилищно-коммунальные хозяйства, разбазаривание природных ресурсов. Вот эти проблемы присущи России и из-за них все предрекают ей распад, а они занимаются мигрантами?

 

– А тема мигрантов может быть сильным рычагом давления для Азербайджана на пути вступления в кремлевские проекты?

– Нет, ни за что. Предположим, они выдворили сто тысяч незаконно зарегистрированных азербайджанцев и депортируют их обратно в нашу страну. Что будет от этого Ильхаму Алиеву? Они прибудут в страну и вольются в ряды простых несчастных азербайджанцев. Ничего не изменится от этого. Болевые, сенсорные точки властей не связаны с народом, а связаны с нефтью, с газом, с кредитами. Когда в середине 90-ых не было газа и народ мерз, что было тогда? Гейдар Алиев горевал ? Днем и ночью пытался решать проблему? Спокойно наблюдал, молчал. А народ пошел вырубать леса…

 

Беседовал Эмиль Мустафаев, Фото и видео – Илькин Зеферли

Теги: