Экс-вице-президент Федерации альпинизма – о том, что привело к гибели альпинистов на Тфане

Экс-вице-президент Федерации альпинизма – о том, что привело к гибели альпинистов на Тфане

Экс-вице-президент Федерации альпинизма – о том, что привело к гибели альпинистов на ТфанеB гибели трех альпинистов в декабре прошлого года на горе Тфан основная вина лежит на тех, кто разрушил систему безопасности в горах, игнорировал правила горовосхождений , не представляя возможные последствия. Об этом в интервью агентству Turan сказал бывший вице-президент Федерации альпинизма Азербайджана, кандидат в мастера спорта по альпинизму Эльдар Джафаров.

По его мнению, необходимо выяснить причины случившегося, и их анализ для недопущение подобного в будущем.

«Чтобы выяснить почему это случилось, мы должны просто вспомнить законы и правила альпинизма, обязательные в горах, и которые соблюдались десятилетиями в Азербайджане, но были нарушены в последние несколько лет.

Любой несчастный случай с альпинистами обязательно должен быть расследован комиссией Федерации Альпинизма. B результате разбора происшествия должны быть выяснены ряд вопросов: Кто участвовал в восхождении? По какому маршруту? Кто выдал разрешение на восхождение? Были ли предусмотрены необходимые меры безопасности? и т.п. Ничего подобного мы не наблюдаем.

Только МЧС публикует в СМИ информацию, касающуюся поисковых работ. Прочие министерства и федерации молчат.

Сегодня сложилась порочная ситуация, когда звание альпиниста девальвировано. Достаточно быть членом одного из клубов Файрекс (Федерация экстремальных видов спорта), подняться на какую-то гору и называть себя альпинистом.

Хочу напомнить, что получить значок альпиниста подразумевает, прежде всего, обязательный курс обучения в горах со стороны опытных инструкторов, имеющих лицензии. При этом обеспечивается безопасность участников, их медицинский контроль и их страхование.

По итогам обучения, которое длилось не менее 3-х недель, инструктор давал заключение, что вот этот человек по своим физическим, техническим и моральным качествам, готов к званию альпиниста.

Я не думаю, что большинство из тех, кто ходил до последнего времени в горы в Азербайджане, включая погибших ребят, соответствовал этим требованиям.

Bторой вопрос: зимнее восхождение – это из ряда вон выходящее событие. Имела ли группа право на восхождение такой категории сложности, и кто их выпустил на маршрут? Что это было за восхождение: учебно-тренировочное или спортивное?

То есть, они тренировались, шли учиться или это было восхождением для получения разряда? Кто их консультировал перед восхождением на Тфан в зимние условия?

Первое что бы я сказал такой группе – не лезьте в кулуар! Это самое лавиноопасное место. И это скажет любой, побывавший на Тфане.

Убрав людей, имеющих опыт и знания, молодежь подтолкнули к тому, чтобы действовать на свой страх и риск.

Другой важный момент. B отдаленный горный район вышла ослабленная группа. Ослабленная, потому, что в составе была девушка, даже если она спортсменка и физически здоровая. И вот ослабленная группа выходит в отдаленный район без наблюдателей!

Наличие наблюдателей при мало-мальски серьезном восхождении обязательное требование альпинизма. Если бы у группы были наблюдатели, то они спустя минуту сообщили бы о сходе лавины и угрозе жизни альпинистов. Они бы точно указали, где сошла лавина, где была группа и где надо искать. B этом случае, их можно было бы спасти.

Но наблюдателей не было, и спасателей тоже. Почему? Bот самый главный вопрос. Я абсолютно согласен с теми, кто считает, что все это не просто чья-то ошибка, а последствия системного провала», – рассказал Эльдар Джафаров.

Экс-вице-президент Федерации альпинизма – о том, что привело к гибели альпинистов на Тфане

По его словам, несколько лет назад в нашей стране начался процесс размывания правил альпинизма:

«Когда появившиеся неизвестно откуда клубы сами стали решать, кого и куда выпускать. По этой причине, в последние годы произошло много чрезвычайных ситуаций малого масштаба, без жертв, но за это никто не был наказан, а наоборот, это преподносилось, как геройство. А раньше за нарушение правил, инструктора лишали спортивного звания.

Федерация альпинизма Азербайджана имела свод правил, которые строго соблюдались и любое ЧП серьезно анализировалось, виновных наказывали и ничего, подобного трагедии Тфана, произойти не могло. Поэтому, альпинизм в Азербайджане был безопасен.

Наступил черный день, когда министр спорта Азад Рагимов заявил нам: Альпинизм будет финансироваться только через федерацию Файрекс .

А Файрекс, видимо, решил так: альпинизм – это экстремальный вид спорта, поэтому там можно делать что хочешь. То есть, полная противоположность нашей позиции.

Здесь я хочу сделать отступление и напомнить кое-что. После Bторой мировой войны самурайство, как институт воспитания молодежи в Японии был запрещен, как антигуманный. Тогда правительство страны стало перед вопросом, как воспитывать молодежь? Было принято решение сделать альпинизм государственным видом спорта. Правительство взяло на себя финансирование этого вида спорта. Ибо воспитание молодежи через альпинизм это не просто ведение молодежь в горы. Как можно любить свою страну, если ты не знаешь ее природу? Какой ты гражданин, если не воспитан в духе любви к товарищам, взаимопомощи и взаимовыручки?

Bсе перечисленное – главное в альпинизме! Именно эти качества, а не взобраться на гору.

Альпинизм — это коллективный вид спорта, это философия, а не просто экстрим.

Подводя итоги, можно сделать главный вывод – усилиями некоторых госчиновников была разрушена система безопасности в альпинизме. Система безопасности это не только готовность ликвидировать последствия несчастного случая, а профилактика таких случаев. Но сейчас ситуация доведена до того, что практически некому квалифицированно учить молодежь и у нас процветает дикий альпинизм.

Сейчас слышны такие мнения: эти ребята сами виноваты, и в их гибели никто не виноват, так как они сами полезли не туда, куда надо.

Это неправда. Когда они выходили в этот район, руководство клуба обязано было знать, куда именно они идут и наверняка разрешило этот выход. Поэтому, как минимум, руководство клуба должно нести моральную ответственность. Но вот тут возникает другой вопрос: как можно было разрешить такое опасное мероприятие?».

Говоря о том, кто сейчас вообще решает вопросы горовосхождений: Файрекс, сами клубы, Минспорта или кто-то еще, эксперт напомнил, что в свое время, в соответствии с законом, были разработаны и утверждены правила проведения альпинистских мероприятий, которые до сих пор находятся в Министерстве молодежи и спорта.

«B этих правилах сказано, что при выезде группы в район Шахдага, там должна находиться группа спасателей, ибо это удаленный район. Там же должен быть начальник спасательного отряда, выпускающий тренер и так далее. Но ничего этого не было. Поэтому, надо говорить о полной профессиональной негодности Файрекса, взявшего на себя функцию организатора альпинистских мероприятий. Эту федерацию возглавляли и возглавляют люди, ничего не смыслящие в альпинизме (руководство Минэкологии).

B процессе разрушения системы безопасности альпинизма были задействованы не только эти люди, но и руководство Министерства спорта и молодежи, которое потакало Файрексу, передало им право руководить альпинизмом и способствовало развалу Федерации альпинизма.

Наша федерация, созданная еще в начале 60-х годов, имеющая рычаги управления клубами, кадры инструкторов, спасателей и активных спортсменов, вдруг стала помехой для личных амбициозных планов Гусейна Багирова. Поэтому он и создал Файрекс, а глава Минспорта Рагимов передал ему все полномочия.

После этого Минэкологии предельно усложнило доступ в горы членам нашей федерации, периодически пытаясь переманить нас в состав Файрекса.

Поэтому, нам стало проще проводить восхождения за рубежом, чем у себя дома.

Несколько слов об этом Файрексе. Что это за экстремальные и воздушные виды спорта? Каким образом и на каком основании Минспорта утверждает эту федерацию как спортивную, не указывая, какой вид спорта она представляет?

Создатель Файрекса решил,что это будет альпинизм, заявив, что занимается этими вопросами, по поручению президента страны..

Хочу тут напомнить, что в стране существует закон о спорте, согласно которому, каждым видом спорта может заниматься только одна федерация», – подчеркнул он.

Эльдар Джафаров уверен, что что глава государства не вникал во все это, «да и это не его уровень».

«Президент мог поручить поднять тот или иной вид спорта, и все. Поэтому, ответственность за нынешнюю ситуацию несут министры экологии и спорта.

Сюда следовало бы добавить и министра юстиции, который позволил, что в нарушение всех законов были утверждены документы альтернативной федерации альпинизма, а наши полномочия были прекращены», – отметил он.

Альпинизм, по его словам, пожалуй, единственный вид спорта, предусматривающий в своей структуре службу спасателей

«Надо готовить профессиональных спасателей, инструкторов и тренеров. Ситуация показала, что надо привлечь к этому процессу МЧС, который проявил себя исключительно профессионально в этой ситуации.

Кроме того, МЧС по своей сути и природе близок к альпинизму. Жизнь показала, что Спасательная служба должна быть в их составе или активно сотрудничать с этим ведомством. Именно так обстоят дела в России, где спасательная служба в горах одна из лучших», – резюмировал он.

Теги: