«Опасные гости» Сержа Саргсяна 

«Опасные гости» Сержа Саргсяна 

«Опасные гости» Сержа Саргсяна В Армению и оккупированный Карабах перебираются террористы РКК?

Когда и где впервые сформировался политический террор, единого мнения не существует. Одни называют в этой связи группировки, действовавшие еще в античные времена, и советуют не забывать об убийстве Цезаря, другие рассуждают о печально известной секте ассасинов, третьи – российскую «Народную волю». 

Но уже очень скоро «юношей бледных со взором горящим» сменили, как бы это помягче сказать, персонажи совсем другого рода. Армянский террор, развязанный против Османской Империи в конце XIX века при поддержке спецслужб Российской Империи – это пример уже совсем другого политического террора, того, который использовался, да и поныне используется спецслужбами одной страны для «раскачки ситуации» в другой. 

Потом таких прецедентов будет множество, в том числе и в годы «холодной войны». В числе прочего, в планах советских спецслужб по «раскачке ситуации» в Турции уже в семидесятые годы армянским террористам отводилась не последняя по важности роль. Решиться на открытый конфликт с Турцией, входящей в НАТО, в Кремле по понятным причинам не могли, а вот террор представлялся, да и сегодня кое-кому представляется, этаким удобным «суррогатом войны». К которому тем более хочется прибегнуть, если в открытом бою победа, как бы это помягче выразиться, не очень светит. 

«Опасные гости» Сержа Саргсяна 

Собственно говоря, точно так же для «раскачки ситуации» в Турции использовали и РКК. Сотрудничество этой группировки с армянскими «коллегами» – факт симптоматичный, тем более что существует оно по меньшей мере с 1980 года, когда РКК и АСАЛА подписали в ливанской долине Бекаа «договор о сотрудничестве». Причем ни Ереван, ни главарей РКК не останавливает то обстоятельство, что «независимый Курдистан» собираются сколачивать на территории тех же восточноанатолийских вилайетов Турции, где в начале ХХ века пытались выкроить «Западную Армению». Одно только это – уже весомая информация к размышлению, в какой степени эти группировки находятся, как бы это помягче, «под местным управлением» и продвигают чужой интерес к контролю над горным узлом турецкой Восточной Анатолии. Но теперь эти старые связи получили новое прочтение. В армянских кругах заговорили об использовании террористов РКК против Азербайджана. 

Старые связи в новых реалиях

«Толкнул мяч» завсегдатай российских политических ток-шоу Семен Багдасаров. Он, напомним, в ходе видеомоста Москва-Ереван долго разглагольствовал, что Армения, дескать, не может и не должна оставаться в стороне от того, что происходит с курдами на севере Сирии и юго-востоке Турции, и должна бы оказывать курдским боевикам хотя бы гуманитарную помощь. «Нельзя отсиживаться. Нужно мобилизовать усилия для борьбы с общим историческим врагом. Юго-восток Турции непосредственно граничит с Арменией», — изрекал Багдасаров, добавляя, что это касается и сирийского конфликта, в котором Ереван «по непонятным для эксперта причинам» хранит молчание и бездействует – а ведь на территории этой арабской страны существует огромная армянская община, «представители которой также воюют против исламистов и турок». Затем, привычно обвинив Турцию в мифической «бомбежке христианских церквей», вновь перешел к курдской теме. По словам Багдасарова, в крохотной монозтничной Армении, оказывается, много езидов, являющихся гражданами страны. Из чего сделал весьма оригинальный вывод: «Возникает вопрос – а кто, собственно, должен защитить их соотечественников в сирийском Африне? Почему руководство Армении остается в стороне? Может, хотя бы гуманитарную помощь оказали?» А затем выдал главное. Оказывается, по версии Багдасарова, сотрудничество с курдами было бы выгодно армянскому государству и с чисто военной точки зрения: «Можно было бы использовать опыт сирийских курдов в противостоянии с Азербайджаном, – назидательным тоном изрек «эксперт». – Пригласите курдских лидеров в Степанакерт (оккупированный Ханкенди – ред.), пусть покажут, как надо бороться с врагом, многократно превосходящим в живой силе и технике. Пусть покажут, как применять боевые тоннели, обеспечивающие прямой выход в тыл и фланги врага».

«Опасные гости» Сержа Саргсяна 

Напомним: это тот самый Багдасаров, который в не таком уж давнем прошлом советовал направить в Сирию призывников из Таджикистана, но и тогда, и сейчас предложить отправить в Сирию армянских «зинворов» хотя бы даже для защиты армянских же сел ему в голову не пришло. Он «всего лишь» посоветовал отправить в Сирию гуманитарную помощь, Правда, не уточнил, как именно. Грузовиками? Или вообще навьючив на ослов? По воздуху? Но у Армении, как бы помягче, нет своей «работающей» авиакомпании. Правда, однажды «гумпомощь» в Сирию отсюда отправляли, но тогда мешки и ящики «от имени Армении» погрузили в российские транспортники. И что же – Багдасаров и сейчас предлагает повторить нечто подобное? То есть по сути дела признает, что Россия доставляет некие грузы боевикам РКК в Африн? Интересная информация, честно говоря. Особенно для Турции. 

Наибольшее внимание, по понятным причинам, привлек призыв Багдасарова разместить курдских террористов в оккупированном Ханкенди, чтобы те «показали, как надо бороться с врагом, многократно превосходящим в живой силе и технике». Здесь, конечно, самое время не без ехидства поинтересоваться: а как быть со штампами армянских пропагандистов насчет «самой сильной своим уникальным духом армии», которые набили мозоли на ушах всей южнокавказской аудитории? После поражения в апреле 2016 года их уже повторять не очень хочется? И приходится признавать, что армянская армия умеет «воевать» только с теми, кто заведомо слабее – стрелять по детям, например? Сеанс откровенности у господина Багдасарова получился впечатляющим. 

Конечно, подумать о переброске в Карабах кого-нибудь побоеспособнее собственных «зинворов» Армении действительно стоило бы. Особенно теперь, когда стремительно «обнуляется» ее главный козырь – оружейные «подарки» от России. Строго говоря, желанного стратегического перевеса они не давали и раньше. Но теперь на шее российского ВПК все туже затягивают санкционную «удавку», звучат намеки, что неприятности могут перепасть и тем странам, которые приобретают у РФ оружие… И как быть? Азербайджан может переориентироваться на приобретение оружия, скажем, у Израиля или Южной Африки, а что делать Армении, где оружие привыкли не покупать, а получать в подарок? И которой никто, кроме России, дарить оружие не намерен?

Но помогут ли решить проблему боеспособности армянской армии переброшенные в Ханкенди курдские «пешмерга» – вопрос по меньшей мере открытый. СМИ многих стран несколько месяцев наперебой рассказывали легенды о фантастической «боеспособности» курдских отрядов, а многие журналисты любили публиковать эффектные фото курдских девушек и женщин с оружием и в военной форме. Но теперь выясняется, что реальная боеспособность «пешмерга» была сильно преувеличена. Наши коллеги, принимавшие участие в боевых действиях в Карабахе, выносят свой единоличный вердикт: девушки в военной форме курдских отрядов на усиленно тиражируемых фотографиях даже не имеют представления, как держать оружие: приклад не уперт в плечо, пальцы зажимают щель для выброса стреляных гильз…И все это – не считая не очень уместных в походно-полевых условиях длинных распущенных волос и ботинок на изящных каблучках, в которых по горам не очень побегаешь. Хроника операции «Оливковая ветвь» не оставляют сомнений: сдержать наступление турецкой армии курдские отряды не могут. А осенью 2017 года во время боев за Киркук боевые порядки «пешмерга» под ударами правительственной армии Ирака рассыпались еще быстрее, чем армянские – под Лелетепе. 

Другое дело, если «бороться с врагом, многократно превосходящим в живой силе и технике», по ту сторону линии фронта рассчитывают при помощи террора. Где у РКК есть и опыт, и кадры. И самое главное, речь идет не только о бредовых заявлениях господина Багдасарова. В армянской прессе уже активно обсуждаются «утечки», что курдские боевики, причем не из Сирии, а из Турции, где против них силовые структуры ведут весьма жесткую «зачистку», пересекают армяно-турецкую границу. И российские пограничники им не особо препятствуют. Официально эта информация не подтверждена, кто-то из полуофициальных лиц ее вроде бы даже опроверг, но вот новости просачиваются в разные издания и и из разных источников: одни что-то услышали от пограничников, другие сообщили, что в Ширакском марзе Армении усилили меры безопасности в школах, третьи сообщили, что в Ереване полиция проверила квартиру, где жили курды…Возможно, это еще не доказательства для суда, но «утечек» и «косвенных свидетельств» слишком много, чтобы от них можно было просто отмахнуться. 

А вот это уже серьезно. Потому что если террористов перебрасывают в Карабах, значит, это кому-нибудь нужно. А в особенности тем, кто контролирует границу Армении и Турции и в прямом смысл слова открывает перед террористами двери.

Террористический «аутсорсинг»

Об этом в Москве не очень любят говорить вслух, но поддержку террористам самых разных «мастей» спецслужбы бывшего СССР оказывали весьма активно. Вскоре, правда, такая деятельность на мировой арене стала слишком опасной. И тогда патронирование террора передали на этакий «аутсорсинг» – «черной работой» активно занимались страны-сателлиты Кремля. Лагеря и базы террористов всех мастей существовали в Ливии, Сирии, Йемене и Ираке, до падения Берлинской стены в их распоряжение «неведомыми путями» попадало оружие чехословацкого производства…В какой степени в процесс подготовки террористов были вовлечены находившиеся в этих странах советские военные советники, Кремль по понятным причинам не откровенничает. Но вряд ли Москва была ну совсем не в курсе, что на территории Ливии проходят подготовку боевики и  RAF, и «Ирландской республиканской армии», и еще множества группировок, включая и армянскую АСАЛА.

РКК не была исключением. Достаточно вспомнить события конца ХХ века. В 1998 году ближайший союзник Кремля – Сирия и натовская Турция, напомним, оказались на грани войны – в Анкаре были возмущены «гостеприимством», которое официальный Дамаск оказывал главарю РКК Абдулле Оджалану. После предъявленного Сирии ультиматума Оджалана из этой страны «попросили». Некоторое время он скрывался на одной из московских «спецдач», затем рейсом «Аэрофлота» прибыл из столицы РФ в Италию, здесь был задержан, затем освобожден и в 1999 году был арестован еще раз – турецкими спецслужбами в столице Кении Найроби. Небезынтересная, в самом деле, информация к размышлению о внешних покровителях этой группировки. Как и то, что в Москве открыто действовал офис РКК, ей принадлежал даже детский лагерь в поселке Гаврилов Ям. Сегодня, стремясь навести мосты с Турцией, Кремль курдскую тему не педалирует, но такие связи завязываются не за один день и не на один день. И точно так же за один день не прерываются.

«Опасные гости» Сержа Саргсяна 

Понятно и другое. Политический террор в современном мире существует в разных формах. Есть, условно говоря, «городское вооруженное подполье», группировки вроде сегодня почти уже забытой французской «Аксион Директ» или немецкой RAF – «Фракции Красной Армии». Быть может, на начальном этапе эти малочисленные и спаянные группы единомышленников действительно были искренне убеждены, что при помощи взрывов «адских машин» на вокзалах или «точечных» политических убийств смогут изменить политические правила игры в собственных странах, но рано или поздно, причем скорее рано, чем поздно, подпадали под влияние более сильных «партнеров» – к примеру, RAF оказалась под контролем спецслужб бывшей ГДР. А вот РКК принадлежит к совсем другой форме террора. Это десятки тысяч «стволов», лагеря и опорные базы в горах, вместо самодельных взрывных устройств – вполне профессиональное оружие, которое не изготовить самим в гараже и не купить даже на черном рынке. И цели тут другие – не изменение политического строя, а перекройка границ. Без государственной поддержки такие группировки не могут существовать даже теоретически. РКК располагала своей «инфраструктурой» и на севере Ирака, где возник «вакуум власти», и в Сирии, где действующая власть оказывала ей покровительство. Оттуда боевики этой группировки и устраивали кровавые вылазки на юго-восток Турции. 

Однако сегодня ситуация меняется, причем коренным образом. Серия «зачисток», которые проводила Турция в горах Кандиль на севере Ирака, заставили РКК умерить активность. Теперь «зачистка» охватила и Сирию. Безопасных мест все меньше. А РКК – не RAF, ее боевикам не скрыться по «знакомым квартирам». К тому же и России, судя по всему, не хочется упускать из рук такой козырь, тем более теперь, когда между США и Турцией наметились перспективы нормализации отношений.  Но так как безопасных для террористов мест на карте региона все меньше, то неудивительно, что выбор пал любимый форпост – Армению. Которой теперь приходится брать на себя роль этакой «региональной Ливии». Или, если начистоту, «осиного гнезда» террористов. И под чьим контролем находится такое внеправовое пространство, как Карабах – классическая «черная дыра».

«Шатер Каддафи» в переводе на армянский

Строго говоря, первые сведения о существовании на оккупированных азербайджанских землях лагерей и баз по подготовке террористов просочились в прессу еще несколько лет назад. Теперь же эта информация получает подтверждение и из армянских источников. И, честно говоря, можно представить себе и «закулисье». Достаточно вспомнить, как «всплыло» на позициях той же РКК оружие, в свое время переданное Россией Армении в том же 1998 году на миллиард долларов, вскоре после комментариев военных специалистов, что такое количество оружия карабахский театр военных действий просто не «переварит». Очевидно, что оружие для террористов «прокачивалось» через Армению, а Еревану «за посредничество» доставалась определенная доля от него. Теперь примерно так же поступают и с террористами. Которых размещают, по всей видимости, на все той же ближайшей к Турции российской военной базе в Гюмри, а взамен Ереван тоже получает «свою долю» от сотрудничества с ними. В том числе и в таком деликатном вопросе, как «террористическая война» с нашей страной. Тем более что использовать террор против Азербайджана в Армении пытаются не впервые. Уже в конце восьмидесятых годов в Армению в массовом порядке начали перебираться профессиональные армянские террористы с Ближнего Востока. И без дела они не скучали – впечатляющую «террористическую войну» против нашей страны Ереван развязал уже в начале девяностых, когда взрывы «адских машин» гремели в поездах, междугородних автобусах, в бакинском метро. Очень скоро в Ереване начали искать и находить «партнеров» – достаточно вспомнить подготовку на базах в Армении боевиков «Садвала», которых потом забросили в Баку с заданием взрывать метро. Затем в Армении открыто брали под свое покровительство ваххабитские подпольные группировки, деятельность которых пытались «развернуть» против Азербайджана, Уже совсем недавно Вова Варданов, бывший командир диверсионно-разведывательного отряда, советовал «негласно» договориться с боевиками ИГ, чтобы использовать и их против нашей страны. РКК на этом фоне – «партнер» ожидаемый.

Здесь, конечно, можно поинтересоваться, появятся ли вскоре те самые растиражированные курдиянки с оружием в личной охране Сержа Саргсяна — по примеру ливийского диктатора Муаммара Каддафи. Тем более что в Армении тоже любят похожие шоу – достаточно вспомнить, как на очередном ереванском параде появились дамочки со «спецназовской» раскраской на лицах, но при этом с длинными наманикюренными ноготками, исключающими всякую возможность профессионального обращения с оружием. Да и история ереванской стриптизерши Маги, оказавшейся офицером полиции, тоже заслуживает внимания. 

Только вот куда логичнее Сержу Саргсяну задуматься о других параллелях. Присутствие в стране террористов многократно повышает риск внутренней гражданской войны. Ливан, Ливия, Сирия, Ирак – примеры весьма красноречивые. А в Армении после захвата заложников боевиками «Сасна Црер», да и парламентского расстрела 1999 года почва для вооруженной борьбы за власть вполне подготовленная. Да и о личной судьбе самого Каддафи Сержу Азатовичу лучше не забывать – ливийского диктатора, напомним, «ликвидировали» в канализационной трубе, где он пытался спрятаться. Но самое главное, присутствие террористов – это еще и весьма реальная возможность проведения антитеррористической операции. Особенно если учесть, что «осиное гнездо» террористов появляется в непосредственной близости от трансконтинентальных трубопроводов и железных дорог, на чужих землях, находящихся под оккупацией страны, чей президент по поводу и без повода обещает нанести удар по нефтяной инфраструктуре Азербайджана. Вряд ли стоит напоминать, что в безопасности этой самой инфраструктуры заинтересован не только Азербайджан. 

«Опасные гости» Сержа Саргсяна 

Наконец, в случае с боевиками РКК нельзя сбрасывать со счетов и обеспокоенность Анкары. Здесь не раз доказали, что в таком случае будут действовать решительно. Так что в Карабахе эту самую антитеррористическую операцию Азербайджан и Турция могут провести совместно. Юридические основания здесь безупречные. В Армении, конечно, рассчитывают на поддержку РФ, но, во-первых, на оккупированные азербайджанские земли гарантии ОДКБ не распространяются. Во-вторых, демонстративно попирать чужие границы для Кремля, быть может, и привычно, но сегодня, после «крымнаша», слишком рискованно. А в-третьих, лучше держать в голове, как оперативно Россия вывела своих военнослужащих сначала с базы ВВС Сирии «Шайрат» как раз перед ударом американских «Томагавков», а затем – из Африна накануне турецкой операции «Оливковая ветвь». Так что террористы РКК могут оказаться весьма опасными «гостями» прежде всего для самого Сержа Саргсяна. Потому что «террористический аутсорсинг» для того и придуман, чтобы в случае чего антитеррористические «зачистки» пришлись на «буферных сателлитов». Со всеми вполне прогнозируемыми для них последствиями. Просто потому, что в современном мире не бывает ни бесплатного сыра, ни бесплатных «Искандеров», ни бесплатных террористов. 

Нурани, специально для Minval.az

Теги: