Дело посла и козыревские лавры Лаврова

Дело посла и козыревские лавры Лаврова

Дело посла и козыревские лавры ЛавроваВ нынешней России во всем, что касается сферы дипломатии и ведения внешнеполитического вектора, часто вспоминают Андрея Козырева, и не  добрым словом. Послушав критиков, можно заключить, будто все трудности на внешнеполитических полях, провалы и ляпы идут от человека, который не только давно ушел на покой, но и покинул пределы России.

Однако сегодняшний актив МИД РФ часто наступает на козыревские грабли, набивает шишки на ровном месте, там, где можно не наследить, оставляет за собой дурно пахнущие пятна. Невольно приходишь к мысли, что лавры «мистера да», как называли первого главу МИД новой России, не дают покоя его последователям, и Лаврову тоже.

Первейшей задачей искусной дипломатии является устранение шероховатостей на пути выстраивания отношений с другими странами. Не случайно мастера филигранной игры, как десантники, перекидываются туда, где накопились завалы непонимания и острых противоречий. Такое не редкость в межгосударственных отношениях, и понятно, почему носителей деликатной дипломатии постоянно держат на чеку.

Вообще здоровой дипломатии негоже портить отношения со странами, с которыми налажено взаимопонимание. Если они по какой-то случайности страдают, стороны тот час же находят пути консенсуса. Лишние головные боли никогда никому не нужны. Исходя из этих соображений, не понятны причины эскалации между российским МИД и Баку. Вокруг назначения нового посла РФ таинственным образом закручивается острый сюжет.

Определение кандидатуры послов в другие страны помимо протокольно-технической стороны дела имеет под собой устойчивый политический подтекст. Потому иной раз тот или иной кандидат не приходится ко двору в какой-либо стране. Такое не проходит бесследно.

Посол Дорохин, отработав в Азербайджане почти девять лет, сам напросился на отдых. Понятное дело, человек устал. Его просьбу в Москве услышали и потому нашли замену. Подобрали человека, который до того представлял Россию, внимание (!), не где-нибудь, а в непризнанной Абхазии. Разумеется, ответ Баку не заставил себя ждать. Ему было отказано в агремане.

Была вторая попытка, и опять Смоленская во главе с Лавровым, который, кстати, тоже просится на отдых, чтобы воссоединиться с семьей,  окопавшейся в Америке, оказалась из той же негодной серии. И снова из Баку последовал сигнал стоп. Москве дали понять, что, предлагая кандидатуры не тех людей, кто-то сильно куражится. Если это так, то не на тех напоролись.

Получается, в коридорах министерства иностранных дел России гуляет синдром невыученных уроков недавнего прошлого. Откровенно враждебная линия в отношении Азербайджана, которую стимулировал не кто-нибудь, а сам глава ведомства при участии проармянского лобби, в течение последнего времени позорно провалилась. Лавров с его односторонней позицией по Карабаху, а также его уши, глаза и язык в лице небезызвестной Марии Захаровой, не отдавая себе отчета в том, на какой позиции и чем занимаются, частенько позволяли себе вольные интерпретации очевидных истин, нанося ущерб двусторонним отношениям.

Дело посла и козыревские лавры Лаврова

Азербайджану от их анормальных демаршей перепали издержки, но не настолько, чтобы создать непреодолимые препятствия. Ну и Москве достались моральные потери. Лавровская команда, показав истинное лицо, помогла тому срезу азербайджанского общества, который в выборе между Россией и Западом все еще думал. С другой стороны, дипломатия РФ продемонстрировала третьим государствам неспособность беспристрастно подходить к решению принципиальных дилемм.

Перебирая детали наблюдаемых казусов, видя очевидную тенденциозность методично повторяющихся агрессивных шагов внешнеполитического ведомства РФ, невозможно списать их на случайности. В МИД РФ против интересов Баку действует организованная сила, нацеленная на подрыв азербайджано-российских  отношений. Этим наносится серьезный урон имиджу Москвы.

Если бы было не так, не стал бы президент Ильхам Алиев на июльской встрече с Владимиром Путиным в Сочи обсуждать позицию ведомства Лаврова, как структуры, системно блокирующей решение многих вопросов, в том числе и карабахской проблемы. По сути, азербайджанский лидер потому и настоял на встрече без министров иностранных дел, чтобы открыть глаза коллеге на деструктивную роль главного дипломата РФ.

Помнится, как другой небезызвестный деятель уже из журналистского отряда России Владимир Соловьев, делясь впечатлениями о встрече с Ильхамом Алиевым, процитировал азербайджанского лидера: «Путин не предаст». Фактически президент, прекрасно осознавая с кем имеет дело, а Соловьев с Лавровым из одной проармянской стаи, дал понять, что доверяет только Кремлю, не испытывая пиетета к руководству ведомства на Смоленской площади.

Дело посла и козыревские лавры Лаврова

Возможно, в России кому-то покажется, что вопрос назначения нового посла РФ в Азербайджан обрастает мифами, муссируется на уровне серьезнейшей проблемы. Это совсем не так. Рыться в сундуке политической мелочевки не любимое занятие азербайджанской дипломатии. Скорее, это удел лавровщины, которая вконец запуталась в ориентирах, выставляя перед Кремлем настоящих друзей в облике врагов, а мечущихся между Западом и Россией отщепенцев в образе стойких партнеров.

Совокупный дипломатический капитал всегда и всюду накапливается постепенно, не в одночасье. Потому им дорожат. Для устойчивости трендов не растрачивают по глупостям и друзей, ибо они представляют собой стратегический ресурс. Российский МИД, кажется, наловчился в антиазербайджанских выкрутасах, беря за основу далеко не российские интересы, а цели и задачи Армении, ее пятой колонны в РФ и за границей. За это она расплачивается кровными, которые накоплены потом и кровью многих и многих совестливых карьерных кадров. Потому трудно поверить, что в истории с Азербайджаном ключевую роль играет только эмоциональный мотив, известный под названием зов крови. Что-то тут нечисто.

Российская дипломатия переживает не легкие времена. Она вынуждена вести ожесточенные политические баталии на разных направлениях. В силу участия в вязких геополитических неурядицах, где она блюдет собственные интересы, Москва не желает довольствоваться ролью статиста. А там, где для нее все обстоят безмятежно, нерадивые дипломаты буквально сжигают полезный ресурс ради сомнительных тактических приобретений.

Спрашивается, а стоит ли игра свеч, если Лавров и его подручные активно и вопреки логике ремесла из друзей лепят врагов?

Тофик Аббасов

Minval.az

Теги:
Из этой рубрики