«Нафталиновая дипломатия» в исполнении Лаврова 

«Нафталиновая дипломатия» в исполнении Лаврова 

«Нафталиновая дипломатия» в исполнении Лаврова В какой степени бывшая метрополия сохраняет влияние в бывших своих колониях, ставших независимыми государствами? Вариантов, уверены историки и политологи, едва ли меньше, чем государств, появившихся на карте мира в результате распада колониальных империй, а распад этот, на минуточку, начинается с провозглашения независимости от британской короны Соединенных Штатов Америки 4 июля 1776 года. И, конечно же, многое тут зависит от конкретики, начиная от деталей «колониальной политики» и заканчивая тем, как именно – мирным путем или в результате кровопролитной войны – была достигнута желанная независимость: можно, конечно,   «уйти, чтобы остаться», но для этого очень важно уйти вовремя. И по возможности уйти красиво. Уйти самим, не дожидаясь, пока не очень вежливо вышибут пинком за дверь. И самое главное, выстраивая уже потом отношения с новыми независимыми государствами, ни в коем случае не вести себя так, будто бы на дворе все еще колониальные времена. И вот это, как показывает практика, удается далеко не всем. Россия – пример классический: московские политики и дипломаты, судя по всему, за четверть века так и не примирились с тем, что независимость бывших союзных республик – это всерьез и надолго, и что здесь не получится вести успешную политику, игнорируя интересы тех стран, которые в Москве до сих пор пренебрежительно именуют «ближним зарубежьем». И все эти соображения оказались донельзя актуальны сегодня, накануне объявленного визита в регион министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Который, согласно вполне официальным разъяснениям, едет в Баку и Ереван вести переговоры по Карабаху.

«Миротворческая дипломатия» или «маневр отчаяния»? 

По официальной версии, визит главы МИД РФ – миротворческий. Направляется Сергей Викторович в регион вести переговоры по Карабаху. В Москве уже побывал министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, который провел там переговоры с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Теперь в первопрестольную отправился глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров, который также намерен встретиться с «тройкой» посредников. Все это, по мнению многих региональных экспертов, должно свидетельствовать о наличии у Москвы некоего плана урегулирования, который она и будет продвигать на переговорах. Обсудить с Владимиром Путиным ситуацию в Нагорном Карабахе и вокруг него обещал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган – а с Турцией у России очередное сближение. Наконец, накануне визита Лаврова было предостаточно «утечек», где «источники» едва ли не в деталях расписывали новый российский план урегулирования: Азербайджан вступает в ЕАЭС и ОДКБ, соглашается на размещение российских миротворцев в Карабахе, а взамен Москва «продавливает» освобождение пяти районов вокруг бывшей НКАО.

«Нафталиновая дипломатия» в исполнении Лаврова  Наконец, за четверть века переговоров уже бессчетное количество раз сказано и написано, что именно успешное миротворчество в Карабахе – ключ к уверенному влиянию и на Баку, и на Ереван. Позиции России в регионе рушатся слишком уж стремительно. Да и не только в регионе. В расчете на азербайджанский проект «Южного газового коридора» Еврокомиссия вносит такие поправки в свою газовую директиву, которые могут создать серьезные проблемы российским трубопроводным проектам «Северный поток-2» и «Турецкий поток», прямой конкурент ЮГК. Железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс подарила не только Азербайджану и Грузии, но и странам Центральной Азии путь в Турцию, а оттуда – в Европу в обход территории России. На очереди – железная дорога Астара-Астара-Решт. В политической повестке дня – подписание соглашения с ЕС и расширение сотрудничества с НАТО. Словом, в регионе, и прежде всего в Азербайджане, создается новая экономика и новая инфраструктура, которая подразумевает и резкое снижение влияния России. Москва может, конечно, рассчитывать на свой «форпост» в лице Армении, только вот толку от этого маленького, бедного, «зажатого» и стремительно пустеющего форпоста немного. В мирное время – «черная дыра», куда бесследно проваливается финансовая помощь на миллиард долларов в год. В случае войны с той же Турцией тоже не легче: есть, конечно, база и бронированный кулак, но надежной сухопутной связи нет, шансов воспользоваться для транзита территорией Азербайджана или Грузии – не травите душу, добираться до Армении придется сначала через Каспий, затем – по территории Ирана, и здесь и у тюркоязычных прикаспийских стран, и у иранских азербайджанцев могут возникнуть свои интересы. До последнего времени в РФ были уверены, что Армению можно использовать для военно-силового давления на Азербайджан, но опыт апрельских боев прошлого года заставил переоценить и эти планы. Простая логика подсказывает:в этой ситуации для Москвы успешное урегулирование в Карабахе может стать одновременно и этаким «маневром отчаяния», и заветным прорывом. Во-первых, других козырей на азербайджанском направлении у России нет. Инвестиции Москва обещать по понятным причинам не может, да и не испытывают в Баку инвестиционного голода, экономическое содействие – за этим лучше на Запад…Остается Карабах. Тем более что у России сколько угодно возможностей «надавить» на Армению и добиться от нее конструктивного поведение и реальных компромиссов.

И что же: после четверти века безуспешного посредничества Минской группы ОБСЕ на политическую авансцену выходит глава российской дипломатии, и – вуаля! – на переговорах долгожданный прорыв, конфликт успешно урегулирован, позиции РФ в регионе восстановлены, а обитатели «высотки» на Смоленской площади могут сверлить в пиджаках дырочки для новых орденов, раздавать победные интервью и делать наброски для будущих мемуаров?

Увы и ах.

«Изнанка» российской дипломатии

Не будем слишком уж фокусировать внимание на том, что, выйдя к журналистам в Сочи, Путин и Эрдоган никак не обозначили карабахскую тему, и это верный признак, что к единому мнению президенты в этом вопросе не пришли. Важно другое. Простите за пессимизм, но за последние годы таких «удобных моментов», когда все кому не лень обещали в регионе скорый дипломатический прорыв под мудрым руководством матушки-России,  было уже предостаточно. Каждый раз аналитики загибали пальцы, перечисляя аргументы, что вот именно сейчас Москве самое время доказать свой статус «эксклюзивного миротворца», эффектно «щелкнуть по носу» Запад, восстановить свое влияние и т.д., приводили не утечки даже, а вполне официальные заявления российских же дипломатов, что Москва берется за урегулирование всерьез, что без нее на Кавказе не будет ни мира, ни войны…Только вот незадача: ни один из этих «удобных моментов» к реальному сдвигу не привел. По очень простой причине: в решающую минуту Москва так и не решалась подтолкнуть Армению к реальным компромиссам в Карабахе. Именно поэтому громким провалом закончились распиаренные донельзя переговоры в Казани и Сочи. И сегодня, будем откровенны, ничего не указывает на готовность Москвы оказать реальное давление на свой «форпост».

«Нафталиновая дипломатия» в исполнении Лаврова 

Можно, конечно, порассуждать, что свой последний «форпост» в лице Армении Россия не  хочется терять. А в этом самом «форпосте» демонстрируют «обидки», предъявляют претензии и вовсю пиарят соглашение с Евросоюзом, которое только предстоит подписать. А затем сделать вывод, что Москве, дескать, надо срочно «сбивать волну» антироссийских настроений в Армении, так что особенно давить на эту страну в карабахском вопросе она, дескать, не может себе позволить. Тем более что и здесь тоже  главный вопрос – это Карабах.

Но… не будем в который уже раз приводить пример 2013 года и напоминать, что Москве ничего не стоит устроить Армении этакий «принудительный полицейский разворот», если ереванский флирт с Западом зайдет слишком далеко, и, в отличие от Киева, здесь это не вызовет ничего похожего на «Майдан». Важно другое. Как раз накануне визита Лаврова Москва предоставила Армении очередной льготный кредит на приобретение оружия, что вряд ли свидетельствует о готовности Кремля подтолкнуть Ереван к компромиссу. И самое главное, игра на конфликтах и провоцирование этих самых конфликтов было и остается в российской политике не то что востребованным, а едва ли не главным инструментом. При помощи «локальных конфликтов» РФ пыталась и пытается оказать давлении на Азербайджан, на Грузию, Молдову, Украину, ту же тактику Москва стремится применить и против стран ЕС, как показывает пример «русского следа» в испанской Каталонии. Свою информацию к размышлению дают аннексия Крыма и накачивание оружием Армении, где на российской базе тренируются то мотострелки, то танкисты, то еще кто-нибудь, «оружейные подарки» властям Сербии, попытки спровоцировать мятеж в Черногории. Очевидно, что сегодня при помощи раздувания конфликтов Москва стремится держать в повиновении своих ближних и дальних соседей. Вопрос, станет ли РФ давить на Армению и способствовать реальному урегулированию конфликта, даже не  риторический. Шансы, что в этой ситуации Лавров привезет действительно «работающий» план урегулирования, который устроит не только Москву и Ереван, но и Баку, прямо сказать, невелики. Скорее у него в «портфеле» вообще будет не план урегулирования, а перечень «мер доверия» без реального изменения статуса-кво. Если учесть, что российские дипломаты в ОБСЕ рассуждают не о выводе войск, а об установке «механизмов наблюдения» на линии фронта, то такой вариант как минимум не исключен. И да, он полностью укладывается в озвученную Дмитрием Медведевым «стратегию», что, мол, не надо в Карабахе ничего  менять, пусть пройдет два, три, а еще лучше четыре поколения, а там посмотрим. И в отличие от «утечек» в стиле «пять районов в обмен на миротворцев», это было заявлено вполне официально.

Только вот…от всей этой, с позволения сказать,  дипломатии слишком уж разит, «имперским нафталином», точнее, замшелыми представлениями, уходящими в те времена, когда Кремль по своему усмотрению перекраивал границы союзных республик, дарил Армении Зангезур и побережье озера Гейча, превратившегося в «Севан», депортировал крымских татар, турок-месхетинцев и позволял армянам устраивать «этнические чистки» азербайджанцев. Но сегодня на календаре уже не 1920 и даже не 1990, а 2017 год. И такая «нафталиновая дипломатия» вряд ли поможет Сергею Викторовичу не то что укрепить позиции своей страны в Азербайджане, но даже хоть как-то защитить их от дальнейшего размывания. Вопрос в том, понимает ли это сам глава МИД РФ. И подскажут ли ему эту малоприятную истину его советники, которые в противном случае уж точно заслужат в свой адрес знаменитое лавровское выражение «Дебилы, б…дь!».

Нурани, специально для Minval.az

Теги:
Из этой рубрики