«Ностальгия» по-армянски

«Ностальгия» по-армянски

«Ностальгия» по-армянскиПочему Серж Саргсян пытается погрузить страну в атмосферу восьмидесятых годов?

Коллекционирование – дело благородное и уважаемое. Сегодня этой страстью «заражены» очень многие. А уж предметом коллекционирования может быть все что угодно: почтовые марки, монеты, ордена и медали, рекламные наклейки отелей, диковинные морские раковины, экзотические бабочки… Коллекционированием газетных «ляпов» вряд ли кого-то можно удивить. «Ляпы» парламентские известны куда меньше. Но и здесь случается примечательные перлы, особенно если принимать во внимание не только законы, принятые депутатами, но и поступающие в парламент депутатские запросы.

А на днях на этой ниве отличились армянские активисты в России. Как гордо заявил в Ереване в ходе очередного конгресса Армения-Диаспора генерал Норат Тер-Григорян, «Конгресс западных армян в России» призвал Совет федерации РФ обсудить постановление от 5 июля 1921 года о передаче Карабаха Азербайджану.

«Ностальгия» по-армянски

«Я возглавляю Конгресс западных армян, мы работаем с Советом федерации и Госдумой с целью урегулирования карабахского конфликта и признания независимости Карабаха. Недавно мы направили письмо спикеру Совфеда Валентине Матвиенко, напомнив ее же слова о том, что Совет федерации обсудит законность решения о передаче Крыма Украине. Обсудите и решение от 5 июля 1921 года о незаконной передаче Карабаха Азербайджану», – бодро рапортовал генерал Тер-Григорян.

В самом деле, Кавбюро ЦК ВКП (б) дважды – в 1921 и 1923 году – рассматривало вопрос принадлежности Нагорного Карабаха и оба раза оставляло его в составе Азербайджана. Что, впрочем, не мешало армянским сепаратистам изобретать версию, будто бы в 1921 году его «передали» Армении, а затем «вернули» Азербайджану. Тем не менее даже тогда подтолкнуть власти СССР к директивному пересмотру границ союзных республик «сверху» Еревану не удалось. Но теперь в аннексии Крыма армянские «активисты», похоже, углядели «окно возможностей» для себя.

И что же -туш, фанфары, чепчики в воздух, завтра Россия отменяет решение Кавбюро, и тогда…?

Увы и ах.

Прежде всего, откроем страшную тайну: в парламентах мира далеко не всем законодательным инициативам дают ход. И для того, чтобы осознать всю нелепость этого «запроса с армянским акцентом», можно смоделировать ситуацию. Появляется, например, в Гватемале «группа активистов», стряхивает архивную пыль с документов времен испанского владычества в Южной Америке и обнаруживает, что их родная деревня, находящаяся под юрисдикцией Гватемалы, должна быть частью Мексики! А дальше…летит запрос в Мадрид, там заседает парламент Испании и выносит постановление: граница между Мексикой и Гватемалой должна быть пересмотрена! Дескать, в те времена, пока обе эти страны были колониями Испании, административную границу этих колониальных владений провели неправильно, и теперь ее надо исправить. И что дальше? Власти Гватемалы и Мексики примутся срочно пересматривать свои границы по приказу бывшей метрополии? Или…максимально вежливо поинтересуются: сеньоры, вы там у себя в Мадриде хереса не перебрали? Вы не в курсе, что колониальная империя Испании уже рухнула? Вы проспали несколько десятков и сотен лет и не знаете, что Мексика и Гватемала   – это независимые государства, признанные мировым сообществом в своих существующих границах, и не Испании решать, что и кому здесь должно принадлежать? И не лучше ли вам, господа, разбираться с Каталонией, спорить с Великобританией по поводу Гибралтара и заодно думать, как выбраться из кризиса, а не делить чужие земли? Понятно, что парламент Испании ничего подобного решать не станет, а «активистам» из Мексики и Гватемалы даже в голову не придет с чем-то подобным обратиться.

Конечно, одно дело – Испания и ее бывшие владения, и совсем другое – Россия, где на основании столь же зыбких «оснований» оттяпали у Украины Крым. «Активность» Тер-Григоряна – это, конечно, красноречивое свидетельство, что аннексия Крыма представляет собой по сути дела «кальку» с «миацума», и весомый аргумент, что те же санкции, которые действуют сегодня против РФ, уже давно должны быть введены против Армении. Но реакция международного сообщества и на аннексию Крыма, и на «запросы» относительно стран Балтии не оставила сомнений: разговоры, что и кому принадлежало пусть даже и не в таком уж далеком прошлом, сегодня могут иметь вес… ну, скажем, в научной дискуссии историков, но никак не являться основанием для пересмотра международно признанных границ.

«Кавбюро» пишем, война в уме?

Но…оставим в стороне вопрос, считать ли Крым, а в особенности его последствия, таким уж вдохновляющим примером. И даже не будем строить версии, придает ли генералу Тер-Григоряну и компании оптимизма тот факт, что аналогичные санкции -по крайней мере пока – против Армении все еще не введены, уверены ли они, что это «пока» будет продолжаться вечно, и т.д. и т.п. Просто даже в этом случае остается непонятным: а с какого, пардон, перепугу перекройкой границ Азербайджана и Армении на законодательном уровне должна заниматься Россия? И еще  принимать на себя всю ответственность за такое решение? В Крыму она все-таки расширяла свою территорию,а здесь ей зачем это «в чужом пиру похмелье»? Да еще на фоне санкций за Крым? И самое главное, если даже Совфед отменит решение Кавбюро – что это изменит? Ну, за вычетом очередных неприятностей для России?

«Ностальгия» по-армянски

Только вот, невзирая на все эти доводы, свою почти что оруэлловскую перекройку истории генерал Тер-Григорян предложил всерьез. Пребывая, судя по всему, в полной уверенности, что такое решение станет первым шагом, а затем уже можно будет «подталкивать» РФ к более активному участию в карабахской войне на стороне Армении.

Но есть во всей этой истории еще одна составляющая. Это – убежденность армянского общества, что все проблемы Армении должен за нее решать кто-то. Что не сама Армения, а Россия обязана отменять решение Кавбюро, денонсировать Карсский и Московский договоры, что весь мир несет перед «многострадальной цивилизованной Арменией» некие особые обязательства. И самое главное, что все эти обязательства имеют исключительно «территориальное» прочтение.

И это не просто чрезмерная тоска по землям, которые кто-то когда-то объявил «своими, но утерянными». Все куда глубже и трагичнее. Большинство государств на карте мира создавались в качестве этакого «механизма организации жизни». А вот Армении изначально предназначалась  роль не просто «форпоста», а инструмента территориальных притязаний. Под обоснования претензий на чужие земли здесь было «заточено» все: насквозь фальсифицированная история, литература, изобилующая провокационными сочинениями вроде «Очага» или «Пустых стульев на дне рождения», и, конечно же, политика. Где еще с середины XIX века одни партии, типа «Гнчак» и «Рамкавар-Азатакан», создавались для «отъема территорий» у Турции под эгидой Лондона, другие – дашнаки – для того же самого, но уже по заказу России. Великобритания уже после первой мировой играть в эти игры перестала, а вот у России территориальные аппетиты остались. Как и стремление перекраивать этнический баланс на контролируемых территориях – тут изрядную пищу для размышлений дают и депортации народов, и территориальные «подарки» Армении за счет Азербайджана в советские годы. А заодно старательно наводила мосты с «армянским лобби», где персистировали те же идеи – тоска по так и не состоявшемуся провозглашению «Западной Армении» на территории Турции. И самое  главное, достигать всего этого планировалось чужими руками и жизнями чужих солдат.

И как показало выступление Сержа Саргсяна в ООН, подобные умопостроения остаются в Армении политическим «мейнстримом». Изрядную пищу для размышлений дает здесь и ооновский спич Сержика Саргсяна.

«Плаксивый популизм» от безысходности

«Дипломатию школьных ябед» Армения практикует давно -это уже ни для кого не новость. И, взойдя на трибуну Генассамблеи ООН, президент Армении Серж Саргсян ударился, по выражению одного из армянских журналистов, сказанного, правда, по другому поводу, в «плаксивый популизм». Он старательно повторял все пропагандистские штампы, поднакопленные за годы агрессии против Азербайджана, щедро пересыпая свою речь эпитетами вроде «погромы», «армянофобия в Азербайджане» и т.д. и даже пытался что-то мямлить насчет «средневековой отсталости» Азербайджана. И самое главное, вовсю апеллировал к мифическому «праву Арцаха на самоопределение».

«Ностальгия» по-армянски

Здесь, конечно, можно было бы привести с десяток ссылок на ооновские документы и старательно объяснять президенту Армении, что «право на самоопределение» никоим образом не признается в ООН основанием для перекройки границ. Что после «крымнаша» принципу территориальной целостности государств уделяется куда большее внимание, чем прежде. Только вот…складывается впечатление, что все эти штампы Серж Азатович повторял не только потому, что ему просто было нечего сказать. Ну не жаловаться же с трибуны ООН, что в Армении треть населения за чертой бедности, что страна управляется извне и что эмиграция достигла уже масштабов национальной катастрофы. Просто в Армении подсознательно стремятся хоть на миг погрузиться в атмосферу конца восьмидесятых, когда только начинались претензии на Карабах и когда все казалось легким и простым: вот сегодня Кремль пересмотрит границы, а завтра армянское лобби превратит Армению вместе с Карабахом в земной рай.

А теперь…плохих новостей слишком много. В Азербайджане вряд ли кому-то нужно напоминать, что в начале девяностых на стороне Армении воевали регулярные российские военные части, и территориальные захваты в Карабахе осуществлялись «силой русского оружия». Только вот теперь прежней «свободы рук» у РФ нет. Прошлогодние апрельские бои доказали это со всей очевидностью: да, Россия добилась прекращения огня, но вот «отвоевывать» для Армении потерянные высоты не стала. Да, «Искандеры», подаренные Россией, ненадолго вселили в нее оптимизм, но, во-первых, оказалось, что у Азербайджана от этих «Искандеров» есть защита. Во-вторых, в случае их применения достаточно сил и средств для ответного удара. В-третьих, Баку продолжает модернизацию своих вооруженных сил, ставит на вооружение новые образцы оружия. На каждую армянскую провокацию на линии фронта следует ответ, и весьма болезненный для Еревана – Президент Азербайджана Ильхам Алиев прямо заявил с трибуны ООН, что «Азербайджан привержен мирному урегулированию конфликта, однако, если военная провокация со стороны Армении будет продолжаться, то наша страна в соответствии с хартией ООН будет защищать своих граждан и при необходимости вновь накажет агрессора, как это было в апреле 2016 года».

«Ностальгия» по-армянскиДела на переговорах тоже идут не лучшим для Еревана образом – от Армении требуют освобождения семи районов вокруг Нагорного Карабаха. И самое главное, никуда не уйти от подспудного ощущения, что решать надо быстро, принимать не самые выгодные для себя условия, потому что теперь есть реальная возможность восстановления  территориальной целостности Азербайджана военным путем. И вот на этом фоне не только Норат Тер-Григорян, но и Серж Саргсян, «толкнув речь» в стиле первых карабахских митингов с ооновской трибуны, пытаются погрузить армянское общество в атмосферу восьмидесятых годов -просто потому, что страна оказалось в безнадежном тупике. Из которого есть, конечно, выход, но местной политической верхушке он не нравится. Не нравится он, похоже, и России. В самом деле, поверить в самостоятельность армянской политической верхушки никак не получается, а Россия, та самая Россия, которая контролирует в Армении границы, энергетику, железные дороги, а теперь и армию, уже не раз показывала, как легко она «дирижирует» политическими настроениями в Армении. Только вот, как бы ни пытались в Москве возродить атмосферу позднего СССР, а в Армении – «раннего миацума», лучше все-таки не забывать, каков в мире реальный расклад сил. Иначе столкновение с реальностью окажется ой каким болезненным.

Нурани, специально для Minval.az

Теги:
Из этой рубрики