«Карательная политика»: Ереван или Москва проводит ее на Южном Кавказе?

«Карательная политика»: Ереван или Москва проводит ее на Южном Кавказе?

«Карательная политика»: Ереван или Москва проводит ее на Южном Кавказе?Согласно единодушному вердикту историков, выражение «каратели» в политический лексикон вошло никак не позже 20-х годов ХХ века. В исторических хрониках можно найти сведения, к примеру, о «карательных экспедициях», которые организовывало гоминьдановское правительство Китая в регионы, где были сильны позиции китайских коммунистов. Но все-таки для подавляющего большинства слово «каратели» накрепко спаяно со второй мировой войной. Точнее, с гитлеровскими «зондеркомандами», устраивавшими кровавые «карательные экспедиции» в те регионы на оккупированной территории, где было сильное и активное партизанское движение. Справиться с вооруженными и неуловимыми партизанами гитлеровцы не могли, и поэтому «отвечали»» на партизанские атаки, расправляясь с мирными безоружными крестьянами, с теми, кто ответить им не мог. Сожженная Хатынь в Беларуси – далеко не единственная жертва таких вот «карательных операций», и на Хатынском мемориале и сегодня можно увидеть «кладбище деревень» – сел, сожженных вместе с жителями, в одной только Беларуси было более 500…

Ходжалы с самого начала называли «Азербайджанской Хатынью». Только вот это не значит, что после зимы 1993-1994 года в Армении отказались от «карательных технологий».

Год назад, в начале мая 2016 года, Президент Ильхам Алиев совершил поездку в прифронтовые регионы Азербайджана. И, выступая перед личным составом одной из воинских частей в Тертерском районе, напомнил: несмотря на то, что Азербайджан, проявив миролюбие, согласился на прекращение огня уже с 5 апреля 2016 года, в ночь с 27 на 28 апреля азербайджанские населенные пункты, расположенные вблизи линии фронта, вновь подверглись обстрелу.

«Наши села обстреляны. Убиты и ранены гражданские лица. Нанесен ущерб более 500 нашим домам, полностью разрушено или сожжено более 100 домов. Это и есть уродливое лицо армянского фашизма. Они совершали такие же действия и в первой Карабахской войне, совершили Ходжалинский геноцид против азербайджанского народа. И сегодня, видя на поле боя, что сил недостаточно, берет на прицел мирное население», – подчеркнул тогда  глава государства.

«Карательная политика»: Ереван или Москва проводит ее на Южном Кавказе?

Теперь Армения вновь повторяет «карательные технологии», пусть и в меньших масштабах. Несколькими днями ранее, напомним, азербайджанская армия точным ударом уничтожила армянский ЗРК «Оса», выдвинутый на боевую позицию на оккупированных азербайджанских землях. На распространенном видео можно было увидеть и удар по самой «Осе», и взрыв боекомплекта. Военные специалисты были единодушны: при таком ударе погибли как минимум 5 человек – стандартный экипаж «Осы». В ответ глава пресс-службы минобороны Армении Арцрун Ованнисян выдал прямо-таки шедевральную «официальную версию»: дескать, потерь личного состава нет, одна единица бронетехники «частично повреждена». В социальных сетях эти его слова вызвали прямо-таки шквал насмешек в стиле «частично повреждена – это значит, что какие-то части от нее все-таки нашли», и предупреждали, что уже очень скоро следует ждать серии сообщений о гибели армянских военнослужащих в результате «несчастного случая» или еще чего-нибудь.

А вскоре тот же Арцрун Ованнисян громогласно заявил: Армения, дескать, нанесла «карательные удары» по азербайджанским позициям. И даже разместили видеоролик.

Министерство обороны Азербайджана, в свою очередь, сообщило об интенсивном минометном обстреле подразделениями ВС Армении населенных пунктов и армии Азербайджана на Агдамском направлении. Прокомментировали и видеоролик:»Обнародовав этот видеоматериал, Армения продемонстрировала, что периодически обстреливает не только позиции ВС, но и населенные пункты Азербайджана. Этим самым противник показал, что продолжает осуществлять провокационные действия против мирного азербайджанского населения». Как подчеркнули в Баку, в результате обстрела противника потерь среди мирного населения и личного состава ВС Азербайджана нет, боевая техника не пострадала. А независимые военные эксперты, проанализировав видео, пришли к выводу, что выучка у армянских минометчиков слабовата.

«Логика шпаны» или игра на обострение?

Конечно, имеет право на существование версия, что в Армении, как в дворовой перебранке, решили оставить последнее слово за собой. В конце концов, не секрет, что Ереван и в «большой политике» ведет себя в соответствии с логикой даже не бандитов, а  мелкой шпаны. Но даже самый беглый анализ не оставляет сомнений: речь идет не об отдельно взятых эпизодах, а о спланированной и рассчитанной «игре на обострение». Напомним: вначале в Ереване звучит целая серия угрожающих заявлений в адрес Азербайджана в стиле «будем наступать до Евлаха и Мингечаура», «уничтожим Азербайджан» и т.д. Затем вблизи линии фронта появляется ЗРК «Оса». А азербайджанские военные эксперты приходят к выводу, что по ту сторону линии фронта, где, напомним еще раз, считали и считают террор вполне допустимым «методом борьбы», планировали с ее помощью сбить вертолет министра обороны Азербайджана Закира Гасанова.

На этом фоне интенсивный минометный обстрел азербайджанских сел в Агдамском районе, который сами же армянские «пиарщики в погонах» открыто именуют «карательным», воспринимается как очередное звено в цепи.

«Карательная политика»: Ереван или Москва проводит ее на Южном Кавказе?

Конечно, даже без особого политического воображения можно найти множество причин, которые толкают официальный Ереван на эту самую «игру на обострение». В Баку справедливо возмущены отсутствием должной реакции мирового сообщества на агрессию Армении, только вот это не отменяет другого факта: обстановка  на «дипломатическом фронте» неуклонно меняется, и не в пользу Армении. Это в Ереване вынуждены признавать вслух. Иначе президент Армении Серж (Сержик) Саргсян в ходе заседания новоизбранного парламента не делал бы заявлений, что Армения, мол, должна вести более активную политику на международных площадках для нейтрализации антиармянской деятельности Азербайджана. «На этих площадках необходимо осуществлять активную политику, чтобы представлять истину и сократить число антиармянских резолюций и проектов, постоянно инициируемых Азербайджаном», — глубокомысленно изрекал Саргсян. Понятно, что по-настоящему антиармянскую политику проводит как раз руководство самой Армении, и благодаря именно этой политике Армению сегодня можно назвать суверенным государством только с очень большой натяжкой, но с трибуны парламента Армении об этом говорить не принято. На этом фоне «маленькая победоносная война» вполне могла показаться Сержику Азатовичу и его приближенным лучшим способом сразу решить все проблемы. Во-первых, дипломатия на карабахском направлении уже не раз подвергалась «силовой модерации», а значит, по мнению армянских «стратегов», в случае военного успеха Ереван может рассчитывать конвертировать этот успех в дипломатические дивиденды. Во-вторых, обострение на линии фронта надежно отвлечет граждан Армении и от экономических неурядиц, и от серии скандалов с фальсификацией выборов, а если все пройдет удачно, так еще и поднять авторитет власти. В-третьих, для Армении, получившей от России в подарок солидную партию оружия, по понятным причинам игра на обострение на линии фронта – едва ли не единственная сфера, где она еще может рассчитывать на успех. Другой вопрос, могли ли в Ереване принять решение о начале такой «игры» самостоятельно, без разрешения или «отмашки» со стороны России.

Дружба на словах, провокации на деле

И вот тут уже нельзя не заметить: ереванская «игра на обострение» совпала с вполне заметным «антиазербайджанским трендом» в политике РФ. Напомним: сообщения о выдвижении «Осы» к линии фронта в Карабахе соседствовали на новостных лентах с обсуждением в Азербайджане закрытия российским судом крупнейшей организации азербайджанской диаспоры – Всероссийского Азербайджанского конгресса. Причем произошло это через пару недель после того, как в Москве шумно отметили день рождения главы Союза армян России Ары Абрамяна. Владимир Путин отправил ему поздравительную телеграмму. А глава МИД РФ Сергей Лавров и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков вместе с Владимиром Жириновским пожаловали на торжество лично. И в самом прямом смысле сидели за одним столом с «президентом Нагорного Карабаха» Бако Саакяном. На этом фоне появление «флагов Нагорного Карабаха» на акции «Бессмертный полк» и отсутствие должной реакции и полиции, и властей на это уже не может восприниматься как случайность. Синхронная ереванская «игра на линии фронта» – тем более.

«Карательная политика»: Ереван или Москва проводит ее на Южном Кавказе?

При этом, напомним еще раз, в Азербайджане воздерживаются от собственной «игры на обострение» в отношениях с РФ. В нашей стране не привлекают к административной ответственности за «георгиевские ленточки», не переносят день победы над Германией с 9 мая на 8, не закрывают русских школ и не ограничивают число российских каналов в кабельных сетях. Другое дело, что, по мнению Москвы, Азербайджан совершил куда более «тяжкий» грех, чем, к примеру, установка в Ереване памятника заместителю командира Армянского легиона СС Гарегину Нжде – наша страна ведет действительно независимую политику. В те же дни, когда Арцрун Ованнисян рассуждал о «карательных ударах», первый заместитель министра обороны – начальник Генерального штаба Вооруженных сил, генерал-полковник Наджмеддин Садыков принимал участие в мероприятиях НАТО в Брюсселе. Азербайджан приглашен и на саммит альянса. Накануне, как уже не раз указывалось в прессе, прошли совместные азербайджано-турецкие военные учения, на повестке дня – учения «трехсторонние», с участием Грузии. Азербайджан не обратился официально с заявкой о вступлении в НАТО, да и географические реалии – отсутствие выхода к морю или протяженной границы со страной, входящей в НАТО – не позволяют нашей стране надеяться на членство в Североатлантическом альянсе по крайней мере до того, как туда вступит Грузия или же будет декламирована Нахчыванская АР, но сближение Баку с НАТО налицо.

Саммит «Шелкового пути» в Пекине вызвал новый виток «обеспокоенности» РФ на азербайджанском направлении. Как оказалось, пока представители РФ ведут многообещающие дискуссии в Пекине, Азербайджан совместно с Турцией, Грузией и странами Центральной Азии запускает «транскаспийский маршрут» – в обход России и Ирана. Уже через несколько месяцев, как подчеркнул в Пекине Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции, в строй войдет железная дорога Баку-Тбилиси-Джейхан. Наконец, именно этот маршрут получает политическую поддержку того же Евросоюза. Что вызывает в Москве нескрываемое раздражение: как это так – новый «Шелковый путь» ведут в обход России с ее Транссибом и БАМом?

Наконец, Москву не на шутку нервируют успешные нефтегазовые проекты Азербайджана. Уже построен и действует нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, тот самый, проект которого называли «нежизнеспособным» и «политическим» и предрекали, что он останется на бумаге. Теперь на повестке дня – газопроводы ТАР и TANAP, после которых газопровод «Турецкий поток»…ну если и не окажется забытым, то уж во всяком случае не поможет России гарантировать статус монополиста на газовом рынке южной Европы. Теоретически Москве никто не мешает продавать свой газ, но, во-первых, наличие конкурента влияет на цены. Во-вторых, для Москвы газ – не только и не столько товар, сколько рычаг политического давления, а для того, чтобы устраивать «газовые войны», одного присутствия на рынке мало – тут нужен статус монополиста. И все эти политичекие неудачи оказываются к тому же помноженными на уязвленную державную гордость: как это так?! У этих «южных республик», которые, как были убеждены в РФ, после распада СССР смогут разве что продавать овощи на московских базарах, в реальной жизни получилось реализовать такие проекты?!! И самое главное, что теперь делать?

Если вам не нравится трубопровод…

Даже беглый анализ новостных лент не оставляет сомнений: Москва за прошедшие годы перепробовала множество способов «повлиять» на реализацию невыгодных азербайджанских проектов. Дошло до того, в Москве пытались убедить всех и вся, будто бы в Азербайджане вообще нет «серьезной» нефти – не получилось. Можно было, конечно, привлечь к противодействию невыгодным азербайджанским проектам лоббистские структуры в Европе. Что и было проделано Москвой. Нешуточные средства «закачали» во все то же «армянское лобби», в Германии, где заметного «армянского лобби» не было, подключили «газпромовское». То же происходило в Италии, где против строительства трубопровода агитировала в основном партия «Пять звезд», одновременно – какое любопытное совпадение! – выступавшая и за отмену санкций против РФ. Но, как выяснилось, во-первых, реализация газовых проектов Азербайджана вошла уже в ту стадию, когда при помощи шумных компаний остановить их оказалось затруднительно. Закрытие программы Report  Милены Габанелли дает здесь изрядную пищу для размышлений. Во-вторых, сама же Россия, инициировав целую серию «газовых войн», заставила Европу искать альтернативные источники газа и нефти. А в-третьих, после аннексии Крыма, введения санкций против РФ и серии скандалов вокруг попыток Кремля вмешаться в выборы в странах Запада желающих брать деньги у Москвы в странах Европы поубавилось. Со всеми вытекающими.

«Карательная политика»: Ереван или Москва проводит ее на Южном Кавказе?

Можно было, конечно, задействовать военные рычаги и разорвать невыгодные трубопроводы силой. Нечто подобное Москва пыталась проделать еще в августе 2008 года, развязав агрессию против Грузии. Но, во-первых, уже тогда ее войскам пришлось остановиться, не дойдя буквально 10 километров до трассы трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. А во-вторых, после «крымнаша» и введенных против России санкций Москве волей-неволей приходится действовать осторожно.

Конечно, против Азербайджана Россия вполне может воевать «от имени» Армении. Тем более что в Ереване по-прежнему обещают «наступать до Евлаха и Мингечаура», «разорвать» идущие в обход Армении железные дороги и трубопроводы и т.д. Но и здесь не все благополучно. Убедить мировое сообщество, что на востоке Украины воюют «донецкие шахтеры», а не псковские десантники, Москве так и не удалось. Бросить на карабахский фронт регулярные подразделения будет посложнее. А у ереванских вояк после апрельских боев прыти явно поубавилось.

На повестке дня – «лихие девяностые»

Но тем не менее Москва, судя по многим признакам, все-таки дала отмашку на усиление напряженности на линии фронта. Вряд ли здесь всерьез планируют «дойти до Баку» или «хотя бы» до Евлаха. Расчет, по всей видимости, делается на масштабную дестабилизацию ситуации внутри Азербайджана. На таком фоне, уверены в России, о масштабных газовых проектах с участием Баку можно будет забыть. К тому же в России убеждены, что все зловредные «цветные революции» – это исключительно результат деятельности «спецслужб», а значит, и собственные спецслужбы тоже могут реализовать нечто подобное. Устроить «третий тур выборов» во Франции по аналогии с первым киевским Майданом и привести там к власти Ле Пен будет, конечно, затруднительно, а вот на постсоветском пространстве сделать что-то подобное московским представителям представляется задачей вполне решаемой. И если даже в Баку и не появится своего «Додона» или хотя бы «Иванишвили», то остается еще один вариант -просто «играть на обострение» и привести нелюбимую страну в такое состояние, чтобы никто не мог и помыслить вкладывать в нее деньги.

«Карательная политика»: Ереван или Москва проводит ее на Южном Кавказе?

Достаточно вспомнить, как в 2005 году, во время парламентских выборов, сопровождавшихся в Баку уличными столкновениями, ведущий «Вестей в субботу» Сергей Брилев прямо заявил в эфире: «Азербайджанцы планируют экспортировать газ в Европу, а между тем в Баку уличные беспорядки».

Атака на азербайджанскую диаспору тоже полностью укладывается в эту схему. Тем более что она не ограничивается закрытием ВАКа. Несколько недель назад в СМИ, включая и Minval.az, уже были сообщения о самых настоящих репрессиях, развязанных против граждан Азербайджана в Дербенте. И лучше не забывать: в Москве убеждены, что «миллион азербайджанцев зарабатывают на хлеб в России», главным образом на российских рынках. И нетрудно заметить, что Москва регулярно пытается использовать этот рычаг для дестабилизации ситуации в Азербайджане – правда, не сказать, чтобы очень уж для себя успешно. Подобные методы могли иметь успех в Азербайджане начала девяностых – с потоками беженцев, с регулярными внутриполитическими «обострениями», «вооруженной оппозицией» и т.д., но не сегодня. И дело тут не только, вернее, не столько в том, что РФ намерена вернуть Азербайджан в состояние «начала девяностых». Важно другое: сама российская дипломатия действует на постсоветском пространстве методами тех же «лихих девяностых», и на этом фоне как-то уже не кажется случайным, что заместитель постпреда РФ в ООН изъясняется на языке «новорусских братков». В Москве, судя по всему, уверены, что большая и сильная Россия без труда «сломает через колено» любое государство постсоветского пространства. А значит, может позволить себе действовать здесь любыми методами.

Только вот если видеть у своих границ или вассалов, или врагов, есть серьезный риск получить непрерывную цепь конфликтов по всему их периметру. И даже у «большой и сильной» России на такую «цепь конфликтов» ресурсов вряд ли хватит. Тем более что у новых независимых государств развиваются свои силовые структуры, у них появляются зарубежные союзники, кое-кто успел уже вступить в НАТО и ЕС…

А в Интернете тем временем ходит одна показательная история. В вахтовый поселок на Таймыре  один из жителей привез бультерьера – месяца на полтора, пока хозяева в отпуске. Едва выбравшись из вертолета, пес вальяжной походкой самодовольного столичного мажора отправился обозревать окрестности и «объяснять» всем встречным, кто здесь главный. Пока не наткнулся на стайку полугодовалых щенков местных лаек.  Громко гавкнув, бультерьер устремился в их сторону и сходу кинулся на одного из щенков. Тот отскочил в сторону…и тут события пошли не по сценарию бультерьера. Щенки тут же встали в кольцо. Он мог запросто перекусить пополам каждого из них, но стоило кинуться на одного, как другой тут же молниеносно цеплял агрессора за «филейную часть». Бультерьер оборачивался, кидался на обидчика – и получал новый укус.

С «буля» слетела вся его вальяжность. А затем появился обычный животный страх. В конце концов, он просто прижался задом к гаражам и только затравлено гавкал. Дальше, по словам очевидцев, он передвигался по поселку короткими перебежками и вообще старался не попадаться лишний раз на глаза никому. А в особенности тем местным собакам, которым еще недавно хотел показать, что это он тут главный.

Нурани, специально для Minval.az

Теги:
Из этой рубрики