Брайза: Признание Берлином ведущей роли России в решении конфликта в Карабахе закономерно

Брайза: Признание Берлином ведущей роли России в решении конфликта в Карабахе закономерно

71387_src

7 июня в Берлине состоялась встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Главы государств обсудили различные аспекты двусторонних взаимоотношений, проблему разрешения нагорно-карабахского конфликта, а также ситуацию в мире в целом. По итогам встречи состоялась совместная пресс-конференция. Бывший посол США в Азербайджане и бывший помощник госсекретаря по Южному Кавказу Мэтью Брайза прокомментировал для «Вестника Кавказа» отдельные заявления глав Азербайджана и Германии.

– На совместной пресс-конференции Ильхам Алиев и Ангела Меркель особо подчеркнули роль России в разрешении конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Как вы считаете, с чем это связано?

– Неудивительно, что президент Алиев и канцлер Меркель отметили ведущую роль России в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Во-первых, Германия очень хочет восстановить нормальные дипломатические и деловые отношения с Россией, и так как Россия не выполняет своих обязательств по Минским соглашениям, направленным на деэскалацию войны на Украине, Берлин, скорее всего, хочет найти ситуацию, в которой Россия была бы представлена как государство, играющее конструктивную роль в разрешении другого конфликта.

Во-вторых, Азербайджан всегда будет соседом Россией, и Россия всегда будет играть большую роль в событиях, которые происходят в Азербайджане, иногда в положительном, иногда в негативном смысле. Для Азербайджана главным остается необходимость использовать влияние других своих друзей и партнеров, особенно США и Франции, для обеспечения сбалансированного подхода к посредничеству в нагорно-карабахском конфликте.

Отсюда вытекает третья причина: сразу после беспрецедентного обострения ситуации на линии соприкосновения в апреле этого года, Россия заполнила дипломатический вакуум, оставленный США. Я надеюсь, встреча в Вене несколько недель назад, на которой госсекретарь Керри вместе с министром иностранных дел Лавровым вел переговоры с президентами Алиевым и Саргсяном, означает, что Вашингтон понял, что ему необходимо играть более значимую роль на высшем политическом уровне, чтобы прийти к разрешению нагорно-карабахского конфликта.

– По вашей оценке, почему Ангела Меркель заявила, что урегулирование карабахского конфликта поможет снять напряжение в турецко-армянских отношениях?

– Канцлер Меркель пытается найти способ смягчить напряжение в отношениях с турецким президентом Эрдоганом после принятия Бундестагом закона о признании «геноцида армян». Таким образом, она пытается вовлечь Турцию и Армению в дипломатическую политику Германии, но при этом не оттолкнуть от себя Азербайджан. Еще в 2009 году президент Обама усвоил, что очень опасно чересчур настаивать на улучшении турецко-армянских отношений без одновременного достижения результатов в процессе нагорно-карабахского урегулирования, так как это приведет лишь к срыву переговоров по Карабаху. Но настаивать на улучшении отношений в обоих дипломатических процессах одновременно, в том смысле, что прогресс в одном из них может подтолкнуть к разрешению другой, является потенциально продуктивным подходом. Похоже, что именно такую линию канцлер Меркель и имеет в виду.

Из этой рубрики