Шмулевич о схожей роли Кремля в конфликтах в Украине и Карабахе

Шмулевич о схожей роли Кремля в конфликтах в Украине и Карабахе

4DA7C7A5-593F-4E0A-B24D-091EF0466707_w640_s

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха – самый старый сепаратистский конфликт на постсоветском пространстве. Но создан он был по тем же лекалам, той же самой организацией (КГБ – ГРУ – ФСБ), и, в общем-то, теми же людьми, что и самый молодой конфликт – на Донбассе. И, самое существенное – с теми же самыми целями.

Нагорный Карабах – гористая (средняя высота над уровнем моря 1100 метров) покрытая лесом территория на юго-востоке Кавказа, недалеко от армяно-азербайджанской границы. Слово «Карабах» означает «Черный сад»: от тюркского слова «кара» — чёрный, и персидского «бах» — сад.

До начала 19 века это было независимое княжество, управляемое ханами-азербайджанцами и находившееся под иранским суверенитетом. Во время  русско-персидской войны правитель Карабахского ханства Ибрагим Халил-хан перешел на сторону России, 26 мая 1805 года присягнул на верность Александру I и получил звание генерал-лейтенанта российской армии. Однако опора на Россию дорого стоила хану. Судьба его оказалась незавидной. В 1806 году Ибрагим Халил-хан был убит своими российскими союзниками, подозревавшими, что правитель Карабаха хочет выйти из состава России. Вместе с ним были убиты все его жены и несколько малолетних детей. Русские поставили новым ханом старшего сына убитого Мехдикули-хан Джеваншира, но молодой правитель не забыл, что российские колонизаторы сделали с его отцом, и тоже попытался выйти из состава Российской империи. Его планы были раскрыты, и хан бежал в Иран. А Карабахское ханство было преобразовано в обычную провинцию империи. Карабахская провинция просуществовала до самой Октябрьской революции. Большевики включили ее в состав Азербайджана, и последние годы угасающей советской власти эта территория встретила с названием Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджанской ССР.

На 1989 год из почти 200 тысяч населения армяне составляли 76,9%, азербайджанцы – 21,5%. Армяне НКАО тяготились своим нахождением в составе Азербайджана, обвиняли власти республики в дискриминации армянского языка, в несправедливом налогообложении области и мечтали присоединиться к соседней Армении.

В конце 80-х готов Советский Союз начал трещать по швам, коммунистическая партия все с большим трудом справлялась с задачами управления огромной, основанной на принуждении, сверхцентрализованной «империей зла». Особенно трудной проблемой были национальные движения находившихся в СССР народов.

Союзные республики были скроены по образцу самого СССР, во всех них имелись национальные меньшинства, недовольные своим положением, и чувствовавшие,  что титульная нация данной республики находится в сравнении с ними в привилегированном положении – подобно самим русским по отношению к прочим национальностям в СССР. С началом перестройки подняли голову и стали выдвигать требования к центру не только «союзные» нации, но и национальные движения в самих союзных республиках. И издыхающие советские власти решили разыграть старую верную имперскую карту «разделяй и властвуй». То есть поддержать требования местных нацменьшинств с тем, чтобы сами союзные республики стали нуждаться в Москве в качестве медиатора и силы, которая в состоянии обуздать местный «сепаратизм». Возникли ирреденты (часть этноса, составляющую меньшинство населения в пределах данного государства, но компактно проживающую в непосредственной близости к государству, в котором близкий или идентичный ей народ составляет большинство) в Молдове – Приднестровье; Грузии – Южная Осетия и Абхазия; движения в странах Прибалтики, опиравшиеся на русское население. Армяне НКАО потребовали отделения от Азербайджана и вхождения в состав Армении.

Не КГБ создала эти движения – национальные движения возникли давно, – но КГБ дал им «зеленый свет», позволил, направляя в нужное Лубянке русло, окрепнуть и бросить вызов местным властям. Заполыхало всюду – в Молдове, Грузии, Азербайджане, Ферганской долине. Во время начавшихся в этих регионах войн Москва поставляла оружие и поддерживала обе стороны, КГБ и ГРУ часто провоцировали столкновения между сторонами и мешали достижению компромисса.

Кремль взял на вооружение стратегию создания «управляемого хаоса». Сейчас кремлевские пропагандисты любят, как правило,  безосновательно,  обвинять в создании «управляемого хаоса» Америку и вообще «Запад» – но,  как говорится, с больной головы на  здоровую…

В Нагорном Карабахе начались вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами, перешедшие в долгую кровавую войну, которая закончилась тем, что армяне заняли почти всю территорию НКАО и ещё пять прилегающих к ней азербайджанских районов, около 20%.территори Азербайджана. Там была образована Нагорно-Карабахская республика, официально никем не признанная – даже Арменией.

Соглашение о перемирии в Карабахе вступило в силу 12 мая 1994 года, его подписали министры обороны Армении, Азербайджана и «Нагорно-Карабахской Республики». Перемирие было заключено при посредничестве ОБСЕ и России, которая в этой войне поставляла оружие и военных обеим сторонам конфликта.

Азербайджанское население было поголовно изгнано из Карабаха и из других оккупированных азербайджанских районов. По результатам переписи населения 2005 года, численность НКР составила 137 737 человек, из них армян – 137 380 человек (99,74 %), азербайджанцев – всего 6 (шесть) человек.

Оправдала ли стратегия «управляемого хаоса» на Кавказе ожидания Кремля?

Прописанное КГБ лекарство  оказалось смертельным для коммунистического монстра. Во многом именно вооруженные национальные конфликты окончательно добили его. Однако для новых российских властей оно оказалось вполне полезным.

Москва целенаправленно удерживает эти конфликты на «малом огне». Сепаратистские непризнанные государства Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Карабах дозированно поддерживаются Кремлем. Они выступают в качестве очага постоянной напряжённости и позволяют оказывать давление на уже независимые государства (Армения, Азербайджан. Грузия и Молдова). Самым, наверное, главным для Кремля является то, что сепаратистские анклавы играют роль «короткого поводка» для этих стран, не позволяя им двигаться от Москвы в сторону Запада.

В случае Армении и Азербайджана это видно совершенно чётко. Москва держит в Армении свою военную базу, заключила с Ереваном договор о военной помощи, продает Армении оружие по льготным ценам и даже дарит бесплатно. Кроме того, по мере обновления  оружия и военной техники России, которые находятся на военной базе в Армении, все устаревшее тут же передается Вооруженным силам  этой страны. За последние годы в Армению в общей сложности передано или продано российского оружия и военной техники на стоимость в сотни миллионов долларов. В конце февраля 2016 года Россия объявила, что предоставляет Армении кредит на 200 миллионов долларов на очень благоприятных условиях, но это очень странный кредит в том плане, что самих денег «на руки» Россия Армении не дает – вместо денег страна получит от Москвы ракетные установки на эти 200 млн. долларов. Причем сразу же после заключения контракта обещает поставить эти ракеты мгновенно, в течение нескольких дней.

Одновременно между Азербайджаном и Россией реализуется контракт на закупку российского вооружения, в том числе и наступательного. Только за последние годы контракты были заключены на сумму в 4 миллиарда долларов.

Как пишет азербайджанский публицист Эльнур Меликов: «С уверенностью можно сказать то, что ни Алиев, ни Саргисян без согласия с Генштабом РФ не начнут бои на линии фронта. Пока никто не отменял монополии Кремля в Нагорно-Карабахском конфликте. Кремль как был акционером и топ-менеджером этого конфликта — проекта, так и остается».

Чем вспыхнувшая вновь  азербайджано-армянская война в Карабахе может быть полезной для Москвы сегодня? Я полностью согласен с оценкой грузинского политолога Гелы Васадзе, высказанной  им на ТСН.ua: «Конечная цель Москвы в этой войне – это размещение своих «миротворцев» на линии противостояния. В таком случае российские войска будут присутствовать во всех трех странах Южного Кавказа. Другими целями данной военной кампании является замораживание или даже «захоронение» проектов по поставке энергоресурсов в обход России, прежде всего газопроводаа TANAP, нефтепровода Баку-Джейхан, а также железной дороги Баку-Карс. Добавьте к этому возможный шантаж Грузии по вопросам о транзите военных грузов через страну в преддверии парламентских выборов, и получите полную картину происходящего».

Точно такой же постоянно очаг напряжённости Москва сейчас создает и в Украине – фактические консервируя «ДНР» и «ЛНР», как кисту в теле Украины, которая будет постоянно гноиться.

Сходство усиливается и тем, что Армения и Азербайджан уже несколько лет ведут переговоры по Карабаху – также в Минске и также с помощью России и ОБСЕ. Украинцам стоит внимательно присмотреться к огню, полыхающему сейчас на линии разграничения между сепаратисткой непризнанной «Нагорно-Карабахской республикой» и Азербайджаном. Ведь там, в «Чёрном саду», полыхает то же  сваренное в Кремле адское зелье, ныне щедро разливаемое им на Донбассе.

Авраам Шмулевич, tsn.ua.

Из этой рубрики