S&P: 40% ВВП Азербайджана зависит от сырья

S&P: 40% ВВП Азербайджана зависит от сырья

S&P: 40% ВВП Азербайджана зависит от сырья

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s относит банковский сектор Азербайджа (Азербайджан: BBB-/Негативный/A-3) к группе 8 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment — BICRA). Базовый уровень рейтинга банков, действующих только в Азербайджане, — «bb-«., передает Minval.Az со ссылкой на «Вести», анализ BICRA в рамках отдельной страны охватывает финансовые институты как имеющие, так и не имеющие рейтингов, которые принимают вклады, выдают кредиты или совмещают оба вида деятельности.

В соответствии с градацией BICRA страны подразделяются на группы в зависимости от уровня рисков в их банковских секторах — от группы 1 (страны с наименьшими рисками) до группы 10 (страны с наибольшими рисками). По состоянию на 20 июля 2015 г. в группу 8 по классификации BICRA входили Россия, Грузия, Казахстан, Ливан, Словения, Венгрия, Хорватия, Парагвай, Шри-Ланка, Узбекистан, Боливия.

Основные факторы.

Позитивные:

• значительный объем валютных резервов и низкий уровень долговой нагрузки правительства Азербайджанской Республики, что частично компенсирует риски, связанные с возможными стрессовыми ситуациями;

• умеренная долговая нагрузка частного сектора в международном контексте.

Негативные:

• усиление экономических рисков главным образом в силу зависимости экономики от сырьевой отрасли, особенно нефтяной;

• быстрый рост долларизации депозитов клиентов в результате ослабления национальной валюты, что усиливает валютный и кредитный риски банковского сектора;

• быстрый рост задолженности домохозяйств и компаний в последнее время, что повышает кредитные риски в экономике;

• низкое качество корпоративного управления и невысокий уровень прозрачности.

В настоящее время экономика Азербайджана подвергается влиянию ряда негативных факторов, связанных со значительным падением цен на нефть в прошлом году. Азербайджан остается в значительной степени зависимым от сырьевого сектора, составлявшего 40% ВВП и 95% экспортных продаж в 2013-2014 гг.

S&P ожидает, что в результате главным образом снижения цен на нефть профицит Азербайджана по счету текущих операций сократится в среднем до 5% ВВП в 2015-2018 гг. по сравнению с двузначными значениями на протяжении последних восьми лет. В 2015 г. дефицит бюджета расширенного правительства составит почти 9% ВВП, тогда как в предыдущие годы отмечался профицит бюджета.

Уровень кредитного риска в экономике Азербайджана оценивается как чрезвычайно высокий. Быстрый рост задолженности домохозяйств и компаний, который наблюдается в последнее время, усиливает риск, связанный со снижением цен на сырьевые товары, тем не менее мы отмечаем по-прежнему низкий по международным стандартам уровень долговой нагрузки. В последние годы доля кредитования в иностранной валюте постепенно снижалась благодаря стабильности национальной валюты.

Вместе с тем ввиду значительного размера теневой экономики очень сложно оценить способность экономических агентов к погашению долга и, как следствие, фактический уровень проблемных кредитов. По данным регулирующих органов, на 31 марта 2015 г. доля проблемных кредитов составляла 5,9% общего объема кредитов банковской системы. Зависимость экономики Азербайджана от сырьевого сектора и значительное снижение цен на нефть в 2014 г. могут оказывать негативное влияние на показатели качества активов банков.

До 2015 г. азербайджанские банки, в отличие от банков сопоставимых стран (в частности, Венгрии и Грузии), были подвержены невысокому риску, связанному с валютным кредитованием, что было обусловлено тем, что Центральный банк Азербайджанской Республики поддерживал фиксированный обменный курс национальной валюты (маната) к доллару США.

Вместе с тем в феврале 2015 г. наблюдалась девальвация маната на 33%. Как следствие, снижение доверия к манату привело к валютным дисбалансам в балансах банков, поскольку клиенты конвертировали свои депозиты в национальной валюте в валютные вклады. Это может продолжаться в течение довольно длительного периода и оказывать еще большее давление на финансовые показатели и управление ликвидностью в банковском секторе. Вместе с тем агентство учитывает этот фактор в оценке кредитного риска в экономике как чрезвычайно высокого и риска фондирования банковской системы как очень высокого.

Анализ отраслевого риска позволяет сделать вывод о наличии искажений рыночной конкуренции. Несмотря на снижение доминирования государственного ОАО «Международный банк Азербайджана» (МБА), влияние банков, прямо или опосредованно контролируемых представителями правящей элиты, усиливается. Азербайджанские банки используют рискованные источники фондирования, рынки капитала для большинства из них труднодоступны, для сектора в целом характерен низкий уровень использования долгосрочного финансирования.

Объемы привлекаемых депозитов в последнее время увеличиваются, но по-прежнему не полностью покрывают объем выдаваемых кредитов — недостающая сумма финансируется главным образом за счет государственных средств, а также кредитов международных финансовых организаций.

 

Из этой рубрики